Заявления народного депутата Александра Онищенко стали настоящим потрясением для украинской политики. Обвинения первых лиц государства в коррупции – это не то, что хотелось бы услышать обществу после Революции достоинства. Напомним, против самого Онищенко возбуждено уголовное производство Национальным антикоррупционным бюро и он скрывается от украинских следователей в странах Европы, сообщает “Украинский диссидент” со ссылкой на украинские СМИ.
В то же время Онищенко признает, что принимал участие в коррупционных сделках, но добавляет, что делал это по согласованию, а иногда по прямому указанию нынешнего руководства страны. Недавно мы встретились с Александром Онищенко в одной из европейских стран и записали подробное интервью с ним. Мы понимаем заинтересованность Александра Онищенко в том, чтобы перевести собственные обвинения в адрес своих оппонентов. И все же, считаем его важным источником информации о том, как устроена сегодняшняя украинская политика.Поэтому мы решили тщательно проверить его слова и вынуждены признать, – по меньшей мере часть его заявлений имеет под собой реальную почву.
Томаш Фиала – владелец успешной украинской инвестиционной компании. Еще во времена Януковича у Фиала и его партнера отобрали один из крупнейших в Киеве торговых центров «Скай Молл». Контроль над центом перехватили бизнесмен российского происхождения Андрей Адамовский и его партнер Александр Грановский.
После Майдана Грановский стал влиятельным народным депутатом от Блока Петра Порошенко. Поэтому, по словам Фиалы, шансов вернуть торговый центр в собственность, стало еще меньше.
«Я очень сильно удивился, когда фамилия Грановского появилась в списке БПП, если президенту было известно, что методы, которыми эти бизнесмены пользовались к иностранным инвесторам являются нечестными, используется там коррупция, запугивание, использование украинских судов и правоохранительных органов с целью избирательного правосудия», — каже бізнесмен.
Фиала подозревает, что попадание Грановского в проходную часть списка Блока Порошенко вряд ли обошлось без денег. То, что много серьезных вопросов в лагере президента на последних парламентских выборах решался за наличные, подтверждает народный депутат Александр Онищенко.
Скрываясь в Европе от украинских следователей, он предлагает встречу в одном из парижских ресторанов. Онищенко рассказывает, как сам стал народным депутатом на последних выборах в парламент: сначала его не хотела регистрировать кандидатом Центральная избирательная комиссия. Но потом, по его словам, в этот вопрос лично вмешался президент Порошенко.
«Он мне лично позвонил, где-то за дня два — три до регистрации, возьмите распечатку, со своего номера набрал меня. Сам президент со своего мобильного. Сам Петя позвонил со своего мобильного и сказал там: встреться со Жванией», — говорит Онищенко.
Давид Жвания – один из старых друзей Петра Порошенко. На парламентских выборах 2014-го года Жвания входил в руководство избирательного штаба БПП и, по данным наших собеседников, выполнял особые поручения президента.
На тот момент ЦИК отказала Онищенко в регистрации кандидатом в народные депутаты, объяснив, что он много времени провел за пределами Украины. Онищенко подал в суд на Центризбирком и проиграл. Он подал апелляцию и проиграл во второй раз. Шансов принять участие в выборах у него почти не оставалось.
«Жвания тогда взял у меня 6 миллионов долларов на предвыборную кампанию. На следующий день Петя меня вызвал к себе и говорит: только что у меня был глава комиссии Охендовский, он тебя ждет, иди к нему, он тебе все сделает. Я пришел к нему, тот пожал мне руку: говорит, сдавайте документы, завтра будет все хорошо. В последний день перед регистрацией меня зарегистрировали, два раза отказал мне суд. То есть, основной, апелляционный. Потом, после того, как они получили бабки, сам Охендовский меня зарегистрировал», – добавляет депутат-беглец.
Тогдашнее неожиданное решение ЦИК действительно удивило многих. Вопреки своей же в предыдущем постановлении и определении двух судов, Центральная избирательная комиссия перед самым окончанием официальной регистрации таки позволила Александру Онищенко идти на выборы.
«Вы Жвании кэш отдавали – уточняем в Онищенко – Кэш, да.»
Мы обратились к председателю Центральной избирательной комиссии Михаила Охендовского с просьбой прокомментировать ситуацию вокруг регистрации кандидатом в народные депутаты Александра Онищенко в 2014 году. К сожалению, господин Охендовский был недоступен для комментариев, поскольку улетел в длительную заграничную командировку. Пресс-служба ЦИК на наш запрос ответила, что при отсутствии председателя комиссии не предоставит нам никаких официальных ответов.
Также мы попросили о комментарии Давида Жвания, который, по словам Онищенко, забирал у него 6 млн. долларов на избирательную кампанию Блока Порошенко. К сожалению, господин Жвания не отреагировал на наши многочисленные звонки и не ответил на смс. Единственное, что нам осталось – пойти к нему в офис, куда он регулярно приглашает журналистов на интервью. Но охранники не позволили нам пройти и вызвали полицию, чтобы вывести нас из здания.
Не получив ответа от господина Жвании, зато мы имеем интервью другого члена избирательного штаба Блока Порошенко. Он подтвердил нам, что Давид Жвания на выборах 2014-го года решал тайные финансовые вопросы президентской политсилы.
«Огромное значение имел Жвания. Огромное! И при этом он является реальным серым кардиналом», – говорит Артем Биденко. Интервью с ним было записано в 2014 году, когда мы делали расследование об избирательном списке Блока Петра Порошенко. В то время Артем Биденко занимал сто шестое место в избирательном списке президентской политсилы. Но через свои широкие контакты в мире медиа и рекламы, был постоянным участником штабных заседаний.
Депутатом Биденко тогда не стал, зато получил приглашение работать в правительстве. Сегодня он – заместитель министра информационной политики Украины. Господин Биденко объясняет, кто именно отвечал на тех выборах за куплю-продажу мест в избирательном списке БПП:
«Продавать мог только Жвания, просто чтобы ты понимал. Никто не мог продавать, никто этим не занимался. Ни Березники, ни Ложкин, ни там … – Что у Жвании была такая большая квота? – И это второй момент: продано было не так много как кажется. Продано было от 10 – 15 до 20 мест. Просто, чтобы ты понимал. – В проходной части? – Ну … в сотке. Ты кстати, не называешь нескольких фамилий таких проблемных, так как Глеб Загорий, например, «Дарница» … Это гораздо скандальнее фамилия, чем Артур Палатный, например. И, насколько я слышал, если было по продажам условных пять, то такие как Глеб заносили десять», – вспоминает чиновник.
Пять и десять – это миллионов долларов. «Прогрессом» же по мнению Биденко, стало то, что продавали места не всем желающим:
«При этом, Васадзе за любые деньги отказали. То есть, продажа был очень небольшой и был очень жесткий проходной этот барьер. Даже продавали нехотя, там реально, такого как было раньше, сейчас не было. Это реальный факт, потому что меня просили знакомые, к другим людям просили, и я точно знаю, что не получилось. А поскольку с Жванием я не имею контакта, то вот, ноль полный», – добавляет Биденко.
О цене от пяти до десяти миллионов долларов за место в списке БПП, говорит не только Биденко, но и другие наши собеседники. Эта сумма близка к шести миллионов долларов, о которых говорил Онищенко.
«На встрече в июне 2015 года года мне сказал один сегодняшних и тогдашних руководителей фракции БПП в парламенте … Он мне сказал, что да, конечно, без спонсорских мест не обойтись, как-то кампанию финансировать надо, назвал это спонсорскими местами и НЕ отрицал , что места в списке продавались, такой человек, причем, это было при свидетелях сделано. Он еще не стесняется говорить, что места в списке БПП продавались, и это человек очень приближенный к президенту. » – Рассказывает бизнесмен Томаш Фиала.
Продажа так называемых спонсорских мест в избирательном списке – практика, присущая большинству политических сил в Украине. Деньги, которые собираются таким образом идут на оплату рекламы, работу штабов, наблюдателей, агитаторов и членов избирательных комиссий. При этом, официальный избирательный фонд партии составляет в лучшем случае десятую часть всех расходов на кампанию. Остальное – покрывается черной кассой, сложившейся в том числе от продажи мест в списках.
Но торговля местами имеет результатом не только непрозрачность финансирования политических партий. Как бизнесмен, Томаш Фиала регулярно сталкивается с другими последствиями такой политической торговли:
«Мне казалось и кажется до сих пор, что корнем коррупции в Украине является именно политическая коррупция, покупка мест в парламенте, если ты в это место инвестируешь от 3-х до 10-ти миллионов долларов, то ты это делаешь с одной целью: чтобы эти деньги отбить. Ты себе покупаешь место в парламенте, и потом, когда создается коалиция большинства, то ее участники, делят между собой разные потоки. Это могут быть замминистры, это могут быть госкомпании, это есть там посты на таможне в разных областях, это идет с самого верха до самого низа, все эти посты участвуют в этой торговле », – говорит Фиала.
Знал о продаже мест в списке БПП сам президент Порошенко? Решал он лично кому и за сколько продавать места? Кто и как мог распоряжаться полученными таким образом суммами? Давал Петр Порошенко указание главе ЦИК зарегистрировать кандидатом в депутаты Александра Онищенко? Эти и другие вопросы мы направили пресс-службе президента Украины. В ответе, который мы получили признание Онищенко назвали частью информационной войны России против Украины и добавили:
«Заявления, сделанные Александром Онищенко, не соответствуют действительности, являются вымыслом подозреваемого, а его мотивы более чем очевидны. Именно ложь стала ключевым элементом, главной технологией его защиты, ключевым приемом, который использует Онищенко для политизации своего дела и избежания ответственности.
Также хотим отметить, что каждый из народных депутатов имеет право зайти к Президенту. Со многими из них Президент встречался, встречается и будет встречаться. Кроме тех, кто работает против в Украине »- говорится в ответе Администрации президента.
Также, в пресс-службе главы государства нам рекомендовали обратиться по делу Онищенко в НАБУ. Тем более, что Антикоррупционное бюро уже возбудило уголовное производство по подкупу депутатов после скандальных заявлений Онищенко. Кто знает, возможно, это не последняя история, которой заинтересуется бюро, после сказанного депутатом-беглецом.