Кому война, а кому мать родная

Конфликт на востоке страны и аннексия Крыма оказались удобным способом не только сдерживать протестные настроения внутри украинского общества, но и хорошо зарабатывать на антироссийских настроениях в Украине. Цинизм, с которым пришедшие на крови Майдана украинские политики взялись за устранением конкурентов и зарабатывание денег, поражает. Их не пугает ни откровенная ложь, ни потери госбюджета, ни рейдерство с использованием титушек в худших традициях 90х. Главное – отодрать куш пожирнее сейчас, а дальше – хоть трава не расти, виллы в Каннах и Ницце давно уже готовы принять украинских нуворишей, оставивших после себя страну в руинах и нищете. Монополизация приближенным к президенту народным депутатом А.Третьяковым и его партнерами лотерейного рынка, что уже привело к многомилионным потерям госбюджета, является одним из самых вызывающих примеров такого бизнеса в лучших африканских или латиноамериканских традициях под прикрытием антироссийской пропаганды.

Кто и по каким мотивам включал отечественные компании в антироссийский санкционный список, утвержденный решением СНБО Украины от 02.09.2015 г., до сих пор остается секретом. Например, почему в санкционные списки не попали компании, принадлежащие российскому политику Бабакову, известному спонсору движений, которые в конце концов и привели к войне на востоке и российскому вторжению в Крым. А это не только «Премьер-палас» в центре Киева, где так любили проводить свои мероприятия пророссийские организации. Никто не коснулся активов российского олигарха К.Григоришина в Украине. Все, кто был на Майдане, помнят, как подыгрывали Януковичу российские мобильные операторы, работающие под брендами МТС и Киевстар. Несмотря на российскую агрессию и значение мобильных операторов для национальной безопасности, их никто даже не пробовал взять под контроль. Наоборот, были созданы тепличные условия для ребрендинга российской МТС в «европейский Водафон». Такая же история и с российским Лукойлом, который просто поменял вывески на «Амик», и сотнями других российских компаний или же компаний тех представителей режима Януковича, которые выехали в Россию и помогали агрессии, но тем не менее их компании и далее успешно работают и приносят прибыль собственникам.

Новые хозяева жизни, пришедшие к власти на крови Майдана, решили взять свое с тех сферах, где конкуренты не имеют серьезных ресурсов для защиты от правового беспредела. Или уничтожив конкурентов вообще создать типичные для стран третьего мира ренты, монополии, приносящие миллиардные прибыли без каких либо серьезных инвестиций и капиталовложений. Лотерейный бизнес, идеально подходящий для этих целей, и стал полигоном по разработке методик быстрого обогащение нуворишей.

Как известно, до Майдана лотерейный рынок был разделен между тремя компаниями – «М.С.Л», «Патриот» и «Украинская Национальная Лотерея» (УНЛ). Все три зарегистрированы в офшорах, но после начала разборок на лотерейном рынке СМИ шаг за шагом начали узнавать, кто стоит за каждой из компаний. Первой открыла список своих бенефициаров «М.С.Л». Оказалась, что среди собственников компании фигурирует известный в лотерейном бизнесе кипрский бизнесмен Маркос Шиапанис, украинские бизнесмены Г.Ложенко, братья С. и Ю. Березовенко, а также несколько процентов акций принадлежат сотрудникам российской Альфа ассет менеджемент. Как известно, Альфа груп, прежде всего Альфа банк беспроблемно работает в Украине, реализует не только бизнес, но и успешные культурные проекты (львовский Альфа-джаз лучший тому пример). «Патриот» не огласил свой список собственников, но СМИ связывают его с российским бизнесменом Бойко (а раньше его «курировал» бывший министр МВД Захарченко), а УНЛ – группой украинских политиков, о которых пойдет речь дальше. Но ни одна, ни другая компания так и не раскрыла своих нынешних конечных бенефициаров.

После решения СНБО Украины от 02.09.2015 г. о включении в санкционный список «пророссийских», как их квалифицировали без суда и следствия, юридических лиц – лотерейных операторов «М.С.Л» и «Патриот» национальный рынок лотерей оказался фактически монополизированным компанией УНЛ, имеющей до этого в условиях реальной конкуренции около 5% рынка. Примечательно, что ситуация с санкциями послужила толчком для выяснения отношений между ее собственниками и заявлений о рейдерском захвате.

Поскольку Закон Украины «О санкциях» появился за год до формирования списков кандидатов на их применение, то и история с собственниками УНЛ начала стремительно развиваться тогда же. В конце сентября 2014 г. состоялась пресс-конференция бенефициаров УНЛ в пресс-центре «Украинские новости» чтобы опровергнуть наличие любого российского следа. Журналистам были представлены в качестве европейских собственников Питер Шетти (Швейцария), Вулф Кламмерт (Австрия) и Франц Ренгхофер (Австрия) ().

«Украинская Национальная Лотерея» никогда не имела отношения к российскому бизнесу. Учредители УНЛ – граждане Евросоюза», – заявил тогда Питер Шетти. «17 лет мы создавали УНЛ по мировым стандартам. За время работы учредителями было инвестировано более 67 млн дол. США в оборудование и развитие компании», – добавил Вулф Кламмерт. Но уже в октябре 2014 г. СМИ нашли в УНЛ украинские корни. Со ссылкой на сюжет телепрограммы «Наши деньги» сообщалось, что в начале августа собственником УНЛ стала британская компания Starbell Investments Limited (Лондон), а до этого права собственности принадлежали компании Olympic Gold Holdings Limited (Британские Виргинские о-ва). Директором и совладельцем Starbell Investments Limited был представлен украинец Сергей Пиндыч. Его тесно связывают с другим фигурантом расследования – Валерием Коваленком.

В 1998 г. по решению Киевского городского совета Пиндыч получил земельный участок на улице Мичурина 19а., где зарегистрировано почетное консульство Филиппин и прописан его почетный консул Валерий Коваленко. Пиндыч был помощником Коваленка и возглавлял его компанию «ВАСА». В свою очередь, в 2005 г. Коваленко стал собственником компании «Украинское имущество», которую основали через «Украинский фонд поддержки реформ» Сергей Терехин и Виктор Пинзеник. Сергей Пиндыч был директором компаний «Эдем и Ко» и «Будинвест-Капитал», которые основала ОАО СП «Европа-Икс», принадлежавшая главным акционерам ОАО «Центр финансовых технологий» – супруге и матери Турчинова.

Поэтому логика прошлых заявлений Терехина о необходимости запрета деятельности лотерейных операторов, контролируемых государством-оккупантом или оффшорной компанией, может рассматриваться в контексте стремления к выведению с рынка конкурентов УНЛ – компаний «М.С.Л.» и «Патриот». Со временем так и произошло. УНЛ же сменила собственника, поменяв «оффшорную» Olympic Gold Holdings Limited на британскую Starbell Investments Limited.

Новыми собственниками УНЛ СМИ и предыдущие собственники компании назвали политика, нардепа от БПП и советника президента Украины Александра Третьякова и экс-руководителя налоговой, действующего председателя Госфондимущества Игоря Билоуса.

Однако несмотря на мощный админресурс, вход новых собственников во владение бизнесом не прошел гладко. Olympic Gold Holdings Limited и Starbell Investments Limited начали доказывать права собственности в суде. При этом, выписки из госреестра от 19 мая и 18 июня 2015 г. свидетельствуют, что европейские выгодополучатели Штубер Урсула (Швейцария), Кламмерт Вольф (Австрия), Хубер Берндт Михаэль (Австрия) и Шетти Питер Рудольф (Швейцария) оказались не при делах. Конечным бенефициаром стал Сергей Пиндыч.

В сентябре 2015 г. в СМИ появилась информация, что новым собственником предприятия со 100% иностранным капиталом УНЛ стала компания UNL Holding LLC (Будапешт), бенефициаром которого является все тот же Сергей Пиндыч. Согласно реестру венгерских предприятий, UNL Holding LLC (Будапешт) была зарегистрирована в октябре 2013 года с акционерным капиталом около 100 тыс. дол. США. А уже в начале декабря 2015 г. УНЛ заявило о «незаконности» заочного решения Королевского районного суда Житомирской области в пользу Питера Рудольфа Шетти, назвав это попыткой рейдерской атаки на компанию. УНЛ назвала своим единственным законным собственником компанию PIRSUM SERVICES LIMITED (http://lottery.com.ua/uk/news/Sproba-reydersko-ataki-na-UNL.htm). «Добиться правды законному собственнику УНЛ было несложно – все документы, которые подтверждают права на лотерею, были предоставлены суду и изучены в открытом судебном заседании», – прокомментировал тогда ситуацию директор УНЛ Андрей Бочковский.

По видимому, такое решение не удовлетворило власть имущих и к решению проблемы были подключены силовики. 16 декабря в офисе компании по ул. Шумского, 1б в Киеве несколько десятков человек, представившихся сотрудниками генпрокуратуры и Службы безопасности Украины, провели обыск. И вот именно тогда, в самый критический момент борьбы за только-что созданного монополиста, все маски были сброшены и настоящие кукловоды, стоящие за спинами всех этих пиндычей, коваленков, шетти, кламмертов и бочковских, вышли на свет. Большинство видеозаписей обысков по состоянию на сегодня уже удалено из сети, но на сайте интернет издания Корреспондент до сих пор размещён видеоматериал, где начиная с 30 секунды на разборки в офис УНЛ является ни кто иной как сам народный депутат Третьяков. Уверенно, с нахрапом настоящего хозяина жизни, пришедшего на только что освоенный объект, без страха перед правоохранителями, опираясь на поддержку несколько десятков качков народный депутат Украины, помощник одного и советник другого Президента вытягивает депутатскую корочку (так вот для чего им эти корочки и должности) и хотя правоохранители говорят ему о том, что проходят следственные действия, А.Третьяков преодолевает все препятствия и … входит в свое новое владение!

Интересно, что «почётную» миссию ведения видеосъёмки коронации нового игорного короля было поручено вести одним из собственников УНЛ и, соответственно, одной из сторон конфликта небезызвестному 17 каналу, который напрямую связывают с российскими спецслужбами и семьей Януковича. Но это не помешало не включать УНЛ ни до, ни после прихода Третьякова в антироссийский санкционный список. Ведь сам список к российской агрессии имеет такое же отношение, как и к восстаниям на марсианских рудниках. Его цель – расчистить рынок от конкурентов и создать рентные монополии для новых власть имущих – таких как Трьетьяков.

Комментируя случившееся юрист УНЛ Станислав Олифиренко открыто заявил о причастности к обыску народного депутата Третьякова и Билоуса. «Идет откровенный правовой беспредел. Но этот беспредел не взят на пустом месте. Он идет с поддержки таких народных депутатов как Белоус, как Третьяков» – сообщил юрист.

Имя Третьякова, пришедшего в большую политику в составе известной группы «любых друзей» Ющенко, и раньше звучало в контексте коррупционных скандалов. В начале сентября 2005 г. госсекретарь Александр Зинченко обвинил Александра Третьякова в том, что он, как первый помощник президента, блокировал доступ членам правительства к главе государства, перетягивал на себя чужие полномочия, а также лоббировал собственные коммерческие интересы. В апреле 2006 г. Борис Березовский подал в Высший суд в Лондоне иск, в котором как ответчики фигурировали Давид Жвания и Александр Третьяков. Суть претензий опального российского бизнесмена — украинские политики брали у него деньги на «оранжевую» революцию и не отчитались за использование 40 млн дол. США.

Во времена Януковича Третьяков залег на дно, дожидаясь лучших времен для своих бизнес-интересов. Он вращался в орбите то Коломойского, то других олигархов, но его звездный час пришел после победы Майдана и избирания президентом его давнего друга и кума П.Порошенко. И вот уже при новой власти в ноябре 2015 г. нардеп Ольга Богомолец на заседании фракции БПП заявила, что заместитель главы парламентской фракции БПП Олександр Третьяков и нардеп от БПП Глеб Загорий зарабатывают на медицинских тендерах. Также Богомолец подчеркнула, что первый замминистра здравоохранения Александра Павленко — «выдвиженец клана» Третьякова и Загория.

Третьяков – давний «любый друг» Порошенка, кум самого президента и еще двух человек – Ющенка и Табачника. Хотя его группа во фракции ограничивается восьмью-десятью депутатами, одним из которых является Загория, Третьяков может влиять на позицию всей фракции, а соответственно и лоббировать бизнес-интересы. Он вхож к президенту и политической элите страны преподносит себя как его доверенное лицо, не менее вхожее к главе государства чем Кононенко. Не ясно, насколько его деятельность благословлена П.Порошенко и знает ли президент вообще об источниках фондов, которые Третьяков использует для закрытия «важных» вопросов среди украинского политикума. Было бы интересно узнать официальную позицию руководства страны о лотерейной деятельности нардепа Третьякова и о том, включит ли он эту статью доходов в электронную декларацию и если нет – как он, государственный деятель, депутат, покрывает расходы на свои виллы на юге Франции, где безбедно, за счет средств, проигранных украинцами в лотереях УНЛ, живет его семья.

О стиле работы Третьякова знают все, кому с ним уже пришлось иметь дело, но публично об этом предпочитают молчать. Лишь наивные европейцы позволили вслух сказать об аргументах, используемых Третьяковым для убеждения другой стороны конфликта. В декабре 2015 г. Питер Шетти рассказал, что аферу со сменой собственников УНЛ провернул его бывшее доверенное лицо Валерий Коваленко. Он предложил переписать компанию на подставное лицо – украинца Сергея Пиндыча, указывая на невозможность ведения бизнеса в Украине иностранцами. Позже они не сошлись во взглядах относительно уплаты налогов, на чем настаивали европейские собственники и от чего отговаривал их Коваленко. Когда в госреестре исчезли их имена конфликт обострился и Шетти начал получать угрозы.

«Наш партнер заявил, что он теперь может все благодаря своим влиятельным друзьям в правительстве. И если мы попытаемся приехать в Украину, то уничтожит нас физически», – рассказал Питтер Шетти.

И эти угрозы небезосновательны. На видеосъёмке видны десятки титушек, которые создают фон для действий Третьякова и его разборок с правоохранителями. А сейчас у него еще больше возможностей нанимать обнищавших качков и голодный криминалитет. За неофициальными данными, Третьяков получает от лотерейного бизнеса каждый месяц 60-90 млн грн., часть из которых, правда, отдает на нужды фракции. Именно поэтому высшее руководство «не замечает» его деятельность и зачистку рынка от конкурентов для создания лотерейной монополии Третьякова.

Тем временем граждане Украины уже успели заметить, что отделения УНЛ по всей стране с начала года растут как грибы. В отдельных местах под вывеской Национальная лотерея не только продают билетики и разрешают играть, но и «подогревают» игроков бесплатным спиртным. Собственникам УНЛ все это возвращается сторицей. Украинцам – потерянными деньгами. А Государственному бюджету – новыми потерями. Создание искусственной монополии в лотерейном бизнесе уже привело к потерям госбюджета в 2015 году на суму 272 млн грн., а в этом году его потери могут превысить 380 млн грн. Это – по самым скромным расчетам. Тем временем, Украина постоянно просит деньги у МВФ и других иностранных доноров на реформы, армию и т.д. «Делки» при власти без зазрений совести перекладывают финансовое бремя на украинцев, большинство которых практически уже разуверилось в политических обещаниях и еле сводит «концы с концами». Министр финансов Данилюк даже заявил, что без транша МВФ Украине придется секвестировать госбюджет, что грозит срывом социальных программ и новым повышением цен.

Таким образом, на сегодня УНЛ остается единственным претендентом на «место под солнцем» в лотерейном бизнесе Украины. Лишив компанию европейских инвесторов, которые оказались не готовыми к коррупционным договоренностям, и устраняя конкурентов с помощью титушек, упоминаемые Шетти «высокопоставленные покровители», похоже, не собираются упускать свой шанс.

Народный депутат Александра Кужель подтвердила, что «люби друзи» монополизировали лотерейный рынок и более того осуществляют азартные игры. «Не хочу называть имен, – мне трудно это доказывать в судах. Но точно знаю, что отдали им. Там, если зайдете, аппараты стоят. Их они практически используют как игровые автоматы, а назвали лотереей. Страшные нарушения» – прокомментировала она ситуацию.

Она считает, что без президента в этом деле не обошлось и деньги используются для партийных нужд: – «Думаете – это можно было сделать без его разрешения: принять решение СНБО – и тут-такую «М.С.Л.» запретить, которая не имеет никакого отношения к России? Некоторые депутаты уже пишут в декларации, что они выиграли в лотерею большие суммы, – это один из ручейков финансирования партийного строительства, решения партийных вопросов».

Хотя, на горизонте у них уже показались новые конкуренты, позубастее. Возле отделений Национальной лотереи с такой же скоростью размножения как грибы после дождя начали возникать отделения со странным названием «В мережи». Все, кто там побывали, могут подтвердить – фактически это те же казино с игральными автоматами, роль которых исполняют компьютеры. Третьяков вынужден потесниться – ведь за этой сетью стоит уже не просто наивные лохи-европейцы, а … родная украинская полиция. Как известно, до Майдана милиция крышевала лотерею Патриот. Очевидно, столкнувшись с ограниченным финансированием, в полиции решили не изобретать велосипед и пойти по уже известному пути – взять под крыло игровой бизнес. Интересно, какое отношение к этой сети имеет лично Х.Деканоидзе. Ее, понятно, в антироссийские списки не включишь, и рейдернуть как австрияков пока что не получается. Но, с другой стороны, как-то это не совсем совместимо с ее имиджем проамериканского лидера реформ. Американцы ведь – не Шетти с Кламмертом, их не так просто провести. Или они еще не успели навести справки о том, кто крышует «интернет-клубы» с дизайном наркопритона и публикой классического борделя?

Но в целом лотереи – это лишь один из печальных примеров ведения украинского бизнеса. Ни о каком привлекательном инвестклимате, господстве закона или победе идеалов Майдана говорить не приходиться. Жалко лишь человеческих жизней, отданных не за лучшее будущее нашей страны, а для того, чтобы вместо семьи Януковича страну грабили «люби друзи», прикрывающие свои деяния именем Порошенко. Очень бы хотелось, чтобы президент немножко критичнее посмотрел на свое окружение и их деяния, дискредитирующие и государство, и ее президента.

Антон Зарицкий, “Открытая Украина