«Решала» с лампасами: Как Карпунцов получил генерала и зачем держится за ГПУ

Прошло всего несколько месяцев со дня назначения Юрия Луценко Генеральным прокурором, а вверенное ему ведомство уже вовсю, как говорится, стоит на ушах. И хотя со стороны в «прокурорском море» не видно каких-то особых колебаний, под водой бушуют настоящие страсти. А для некоторых прокурорских работников – даже трагедии.

Причина вполне очевидна – получив от Президента задание на системное реформирование ГПУ, Юрий Луценко взялся за дело серьезно. «Каждая вакансия будет заполняться профессиональными людьми, которые пройдут тесты… Снизу я хочу наполнить прокуратуру юристами, которые не работали в прокуратуре», – заявил Юрий Витальевич на недавней пресс-конференции, добавив, что одним из главных своих приоритетов он видит очищение прокуратуры.

И понятно, что такое очищение – очень неприятный процесс для старой гвардии, которая всячески пытается (и пока что безуспешно) показать новому Генеральному прокурору, что она вмиг стала честной и чистой, как родниковая вода.

Поэтому сегодня в Генпрокуратуре идет настоящая борьба между новой командой и кадрами, которые уже давно засветились в коррупционных схемах. И если «верхушку» ГПУ Юрий Луценко подчистил практически сразу, то среднее звено зубами цепляется, чтобы и дальше иметь возможности для «решения вопросов».

Товарищ по «распилу»

Один из таких персонажей – Валерий Карпунцов. В недавнем времени – старший помощник Генерального прокурора Украины по особым поручениям, а ныне – народный депутат Украины (попал в Раду по спискам после последнего переформатирования Кабмина).

Личность абсолютно заурядная и неинтересная: типичный провинциальный карьерист, волею случая оказавшийся на хлебных должностях. Сначала работал в юридическом департаменте «Нашей Украины», потом – стал депутатом Киевсовета от партии Кличко, позже – помогал «пилить бюджеты» Владиславу Каськиву в Госагентстве по инвестициям (уголовное дело по растрате 230 млн. закрыли лишь после Майдана), и наконец-то в 2012 году дорос до народного депутата по квоте того же «УДАРа».

На депутатском поприще, правда, ничем особым не запомнился – выступал как все, голосовал – тоже. Поэтому не удивительно, что на выборах 2014 года оказался в списке БПП аж на 77 месте, и в Раду не попал. Ситуация усугубилась еще и конфликтом с Виталием Кличко, который узнал, что не смотря на свою псевдо-оппозиционность, Карпунцов во времена Януковича сливал «регионалам» информацию о своем шефе и даже помогал ПР «мочить» Кличко за наличие немецких и американских документов.

Старший помощник по особо важным поручениям

Вот и остался Карпунцов не у дел и вынужден был искать себе нового покровителя. Безусловно, с таким замечательным шлейфом это было сделать довольно сложно, однако нашлось учреждение, где «принципиальность и честность» Карпунцова пришлись кстати – генпрокурор Виталий Ярема взял Валеру к себе в помощники. Причем, не просто так, а в старшие помощники по особым поручениям!

Судя по итогам работы Яремы, помогал ему Карпунцов не ахти как. Хотя, по большому счету, задачи у Валеры были другие – максимально использовать свою непонятную должность для крышевания бизнеса, коррупционных схем и «решалова». В общем, работал по всем заветам Ильича, вернее – Виктора Федоровича.

Дело, конечно, было прибыльное, но опасное. И не удивительно, что Карпунцов решает… застраховать свою жизнь на 636 тыс. грн., что вызывает дополнительный интерес у журналистов. Во-первых, возник вопрос – почему так мало (хотя люди, знающие прижимистость Валерия, не удивлены)? А, во-вторых, возникли дополнительные вопросы относительно «скромного» автопарка у просто прокурорского помощника: Honda CRV, Mazda CX-9 и Audi Q7. Казалось бы – ну любит человек машины, что тут такого? Ничего, если не учитывать, что в декларации Карпунцова денег на машину не предусмотрено – не заработал. Ведь с 2009 года он работает исключительно на государственной службе.

Сам Карпунцов, кстати, на журналистов тогда обиделся, публично обозвал их подонками за то, что посмели интересоваться финансами такого человека, и дальше продолжил «рубить бабло».

Публичный обличитель

В обмен на возможность «решать вопросы», Карпунцову пришлось взять на себя роль шестерки, выполняющего любые поручения сверху. Он, в частности, стал одной из говорящих голов прокуратуры. Вернее, в его обязанности входило не столько говорить, столько публично «мочить» нужных людей по заказу со стороны.

Работа, конечно, не пыльная, но для многих профессиональных кадров – как говорится, «в западло». Зато Карпунцов особо не заморачивался. Тем более что в качестве пряника ему пообещали хлебную должность начальника Главного управления представительства и организации участия в уголовном сопровождении в суде.

Но обещанного, как известно, ждут три года – на место Яремы пришел Виктор Шокин, а повышения Карпунцов так и не получил (хотя пытался выклянчить даже должность заместителя генпрокурора).

Зато Валера продолжал ходить на пресс-конференции и обличать всех подряд: начиная от Корбана и заканчивая Сакварелизде. К последнему, он, кстати, относился особо скептически, обоснованно предполагая, что грузинская команда может быстро перекрыть ему кислород.

Интересно, что амбиции Карпунцова не ограничиваются должностью главного помощника по вопросам «принеси-подай». Поэтому, когда стал вопрос о назначении нового генерального прокурора, то среди прочих кандидатур всплыла и фамилия… самого Карпунцова!

Его, безусловно, никто не рассматривал всерьез, но Валерий действительно строил наполеоновские планы (самовнушение – великая сила). Вот только действия его ограничились звонками знакомым журналистам с просьбой сделать нужный информационный вброс, после чего он стал часами просиживать в приемных высоких кабинетов.

Но, в отличии от Прони Прокоповны, которая «сиділа, сиділа і висиділа», Валерий не высидел ничего – стране повезло, генпрокурором его не назначили. На что Карпунцев очень сильно обиделся. Непомерные амбиции настолько разрослись, что когда ему предложили стать представителем Президента в парламенте, Валерий демонстративно отказался. В итоге на эту должность назначили другого депутата от БПП (Артура Герасимова).

Эмоции схлынули, и Карпунцов осознал свою опрометчивость. И сегодня он пытается всячески убедить руководство страны, что его неправильно поняли, он как и раньше готов работать на благо государства и прокуратуры. Правда, в своем особенном понимании.

Маленький, но на двух стульях сразу

Даже в интервью «Главкому» тонко намекает, что готов сидеть на двух стульях – депутатском и прокурорском (стилистика сохранена, – прим): «Я прокуратуру особо и не оставлял. Я был командирован в Верховную Раду для выполнения депутатских полномочий. В КЗоТ есть такая норма, что на выборную должность человек отправляется. И в законе «О прокуратуре», в законе «О статусе народного депутата» также написано, что лицо, работающее в правоохранительных органах, на время вступления в силу избранных полномочий отправляется. Получается, что должность в прокуратуре включает в себя две составляющие – прокурора и административную должность. То есть, административная должность у меня остановлена, а в части прокурорской составляющей я остаюсь на службе. Закон это позволяет».

Чтобы подстраховаться, а заодно подкрепить важность и «высоту» своей фигуры, Карпунцов не придумал ничего интересенее, чем организовать себе офицерское звание. По мелочам не разменивался. Раз гулять, так с музыкой. Погоны цельного генерала прокуратуры легли на мощные плечи Карпунцова на День Независимости.

Сохранит ли этого гоголевского персонажа в ГПУ Юрий Луценко? Если руководствоваться здравым смыслом и необходимостью очищения структуры, вряд ли. Ведь фигура Валерия Карпунцова никак не встраивается в обновленную систему прокуратуры. Более того, как человек, который занимал руководящие должности при режиме Януковича, Карпунцов попадает под люстрацию и просто не имеет никакого права ни работать в прокуратуре, ни получить хоть какие-то рычаги влияния в ней.

Дело Каськива

Кроме того, прошлое Карпунцова может всплыть и в показаниях его товарища по заработкам Каськива. Экстрадицию Каськива из Панамы, как известно, очень ждут в Украине. Ведь тогда экс-глава Госинвестпроекта, должен будет рассказать, кто еще кроме него замешан в хищении госсредств на сумму 7,5 млн. грн. Даже если Карпунцову удастся выйти сухим из воды, в ГПУ ему явно не удержаться.

И остается «офицеру» Валерию только одно: одиноко сидеть вечерами у камина своего загородного дома и смотреть на свой любимый портрет а-ля «пшонка-стайл»: в полный рост, в генеральском мундире. Потому как больше его с прокуратурой ничего связывать не должно. Время «решал с лампасами» закончилось.

Виталий Нежинский, Открытая Украина