Экс-чиновнику придется ответить за 4 квартиры и сесть на два года за недостоверное декларирование
Очень легко быть общественным активистом и ратовать за борьбу с коррупцией, если ты сам поучаствовал в этой коррупции, знаешь все схемы. И теперь остается только продавать свои знания желающим быстро и незаконно обогатиться. Главное – успеть это сделать до того, как сам сядешь в тюрьму, забыв задекларировать нажитое. История экс-главы ПАО “ГАК Автомобильные дороги Украины” Артема Гриненко именно о том, как мелкий коррупционер превращается в крупного активиста-борца с коррупцией.
Артем Гриненко
Копеечные доходы, квартиры за миллионы
Артем Гриненко сегодня — это глава “Всеукраинской дорожной ассоциации”, которая претендует на лоббирование интересов мелких игроков рынка дорожного строительства. Он публикует красивые, но в основном бессмысленные презентации о будущем автодорожной отрасли, собирает конференции с претензией на экспертность.
Но на самом деле его опыт в дорожном строительстве основывается лишь на нескольких месяцах внедрения коррупционных схем в государственной акционерной компании “Автомобильные дороги Украины” (объединение облавтодоров), которую Гриненко возглавлял по протекции народного депутата Артура Герасимова с июля 2016 по май 2017 года.
Делом времени остается возбуждение уголовных производств против Гриненко за проведение теневых закупок на сумму более 600 млн грн. в пользу семейства Амирханянов, о которых написали многие СМИ. А вот результаты этих – и множества других коррупционных схем – налицо, то есть в реестре недвижимого имущества.
Для мелкого коррупционера инвестиции в недвижимость – самый надежный способ припрятать незаконно нажитое имущество, будь то прямые взятки или организация подрядов для приближенных себе компаний в рамках государственных тендеров. А чтобы замести следы, они не находят ничего более примитивного, чем записывать квартиры на родственников, уборщиц, водителей и любовниц.
Именно так произошло и с Артемом Гриненко.
Справедливости ради, стоит заметить, что и до назначения в ГАК “Автомобильные дороги”, касса у Артема Александровича тоже откровенно “не билась”. Как известно, до госкомпании Артем работал помощником народного депутата Артура Герасимова, с которым приехал из Донецка в Киев, а еще ранее имел свою небольшую фирму по обслуживанию местного среднего класса – от оформления свидетельства плательщика НДС до участия в распиле местных бюджетах на тендерах городских советов и местных коммунальных предприятий.
Несмотря на “вкусную” должность помощника нардепа, Герасимов, по всей видимостью, держал его почти за бесплатного лакея. Официальные доходы Артема Гриненко в период с 2010 по 2014 год составляли в среднем около 1900 грн. в месяц, а и его жены Марины Сапегиной – около 3300 грн. в месяц. В этом темпе им пришлось бы работать на двоих примерно 20 лет без еды, воды и покупки новой одежды, чтобы сделать покупку, которую чета Гриненко совершила в 2015-м, почти сразу после переезда в Киев.
Двухкомнатная квартира на Позняках площадью 67,2 кв. м стоимостью 1,274 млн грн., купленная у ХК “Киевгорстрой” без кредита – это ли не чудо для помощника депутата с зарплатой в 1900 грн. Очевидно, что так оно и есть, особенно, если учесть, что происхождение денег в декларации при оформлении на работу в Аппарат Верховной рады (а Гриненко работал у Герасимова на официальной ставке за деньги украинских налогоплательщиков). И это – первый звоночек для Национального агентства по предотвращению коррупции.
Впрочем, если кто-то из сотрудников этой уважаемой организации уже решил завести дело против Гриненко, не стоит спешить делать это сейчас, лучше дочитать текст до конца. Ведь окажется, что декларировать недостоверную информацию – это хобби Гриненко.
Обман в декларации
На должности и. о. главы ГАК “Автодороги Украины”, Гриненко подавал декларацию трижды – по итогам 2016 года, перед увольнением в 2017 году и после увольнения, уже в 2018-м. Интересно, что ни в одной из этих деклараций он не указал наличие у его жены Марины Сапегиной имущества – двухкомнатной квартиры в Лисичанске на ул. Калинина. Ладно бы это была территория, неподконтрольная Украине – можно было бы закрыть глаза и посопереживать людям, которые потеряли имущество в зоне проведения операции объединенных сил. Но ведь Лисичанск был освобожден Вооруженными силами Украины еще в 2014 году, так что говорить нужно о сокрытии имущества и декларировании недостоверной информации №2.
К слову, аналогично поступил сам Артем Гриненко со своим земельным участком в Ясиноватском районе Донецкой области (подконтрольное Украине с. Первомайское), который вдруг исчез из последней декларации, не превратившись в доходы декларанта. Это тоже нарушение.
Однако еще более интересные для НАЗК события происходили уже когда Артем Александрович был при должности. В частности, журналистам удалось выяснить, что все это время – минимум с 2016 по 2019 год – Гриненко пользовался квартирой по ул. Депутатской, 23-а в Киеве в районе Нивок. Именно этот адрес Гриненко указал как домашний, когда пересек двойную сплошную на своем Volvo XC60 17 апреля 2019 года в районе телецентра на Дорогожичах.
Кстати, машину Volvo XC60 стоимостью около $40 тыс. Гриненко тоже не задекларировал. Хотя по документам, она принадлежит его отцу Александру Николаевичу (о нем в подробностях ниже) с 2017 года (и должна быть хотя бы в последней декларации), а жена Марина тоже регулярно на ней ездит, потому что 25 января 2019 года совершила на ней ДТП.
Впрочем, факт аварии Марины Николаевны нас интересует мало. Гораздо интереснее, что в качестве места проживания счастливая супруга бывшего главы ГАК «Автомобильные дороги Украины» указала … еще одну квартиру, которая не фигурирует в декларациях Гриненко.
Можно возразить: чета могла приобрести это жилье уже после того, как отец семейства уволился из госфирмы. Но в том то и дело, что квартиру по ул. Глубочицкой, 32-в (ЖК «Покровский посад» возле посольства Азербайджана) площадью 122 кв. м и стоимостью 5,111 млн грн. Гриненко приобрели как раз в мае 2017 года, когда Артем только уволился с «Автодорог».
Формальным счастливым собственником этого почти недешевого жилья стала такая себе Ирина Владимировна Мурсалимова, прописанная в Донецке. Это домработница Гриненко. О том, что она лишь выполнила функцию «фунта» в этой сделке, свидетельствует доверенность, выписанная на Артема и Марину с правом отчуждать квартиру на Глубочицкой от имени Ирины. О давних и тесных отношениях с Мурсалимовой свидетельствуют и данные правоохранителей, согласно которым именно домработница вызывала полицию в 2011 году, когда неизвестная женщина брызнула в Марину из балончика в Донецке.
О том, что Гриненко с женой активно пользуются именно квартирой на Глубочицкой, рассказано в одном из непоказных, но достаточно красноречивых материалов, в котором ранее фигурировала фамилия Гриненко. Текст касался «рейдерского захвата» жилого комплекса, и судя по контексту, речь шла как раз о Глубочицкой. «Кушнир Ирина Сергеевна, Карпенко Светлана Сергеевна, Гриненко Артем Александрович стали поступательно нанизывать претензии к застройщику, подогревая это эмоциональными выступлениями о «якобы» завышенных тарифах, недобросовестной охране, поломанных лифтах и т.д.», чтобы поставить «своего» карманного главу ОСМД.
Однако квартира, формально принадлежащая Мурсалимовой – не единственное приобретение Артема и Марины Гриненко за время его работы в «Автомобильных дорогах». На жительницу Макеевки Валентину Ивановку Бердникову супруги по аналогичной схеме оформили квартиру в ЖК «Академ-парк» по просп. Вернадского, 24. Квартира была приобретена в 2016 году, когда Гриненко только «зашел» в «Автодороги», а в 2017-2018 годах его мать, Любовь Николаевна Гриненко, пыталась это жилье продать через Интернет-сайты бесплатных объявлений.
К слову, на свою мать Артем Гриненко тоже оформил жилье по ул. Герцена, 35 в Киеве (это район КИМО) в ЖК «Герцен-парк» площадью 68 кв. м в марте 2017 года (сын продолжает работать в госкомпании). Почему есть все основания полагать, что за этой покупкой стоит сам Артем? Потому что фирма отца по финансовым показателям терпит убытки. Более того, в 2016-2017 Александр Гриненко был на контроле департамента финмониторинга Нацбанка, его подозревали в “рискованных” финансовых операциях с боевиками “ДНР”.
А мать не может рассчитаться с кредитом на квартиру в Донецке на сумму около $40 тыс. Поэтому вряд ли они бы самостоятельно осилили инвестицию стоимостью минимум $70 тыс. в «Герцен-парке».
***
Что мы получаем в итоге? За время работы в ГАК «Автомобильные дороги Украины» и после ее завершения Артем Гриненко должен был бы пояснить происхождение дополнительно нажитого и используемого имущества на почти $400 тыс. (4 квартиры + автомобиль в пользовании), а также дополнительно объяснить недекларирование земельного участка под Донецком и квартиры жены в Лисичанске. На фоне этой всей истории просто забавным фактом выглядит появление в перечне декларируемого имущества Артема Гриненко часов Longines за 120 тыс. грн. при официальной зарплате примерно 15 тыс. грн. в месяц «грязными».
Уголовный кодекс предусматривает наказание за недостоверное декларирование в виде тюремного срока до двух лет. Но гораздо интереснее для нашего героя и яростного борца с коррупцией во «Всеукраинской дорожной ассоциации» другое измерение ответственности.
Статья о незаконном обогащении, которая предусматривает наказание до десяти лет лишения свободы для высших чиновников и отдельных типов госслужащих на главу «Автодорог Украины» не распространяется. А вот по ст. 364 «злоупотребление властью или служебным положением» (до 6 лет лишения свободы) досудебное расследование вполне точно можно начинать.
Можно с уверенностью говорить, что Артем Гриненко это никакой не хипстер-реформатор, это еще один коррупционер. Пользуясь молодостью, он пытается выдавать себя за прогрессивного «агента изменений», но на самом деле — такой же волк в овечьей шкуре, как и многие другие махинаторы при власти. Если за несколько лет он “нашел” сотни тысяч долларов на престижные квартиры и машины, несложно представить, какие суммы он “пилит” на бюджетах. И понять, почему сейчас рвется пилить дальше, через карманную ассоциацию. Если, конечно, полет этого афериста вовремя не пресечь.
Николай Перелыгин, «Открытая Украина»