Торговля украинскими военнопленными: вскрылась страшная схема харьковского криминального авторитета Владимира Манукяна

С началом полномасштабной войны “бизнес” на торговле украинскими военнопленными набрал новых оборотов. Организатором самых крупных схем по выкупу бойцов ВСУ из российского плена оказался харьковский бизнесмен и криминальный авторитет Владимир Манукян по прозвищу “Мантус”.

Недавно он возглавил крупную международную ОПГ, которая действовала в РФ и Украине, в том числе и на оккупированных территориях. Эта криминальная сеть досталась Манукяну в наследство от своего давнего партнера и соратника Армена Саркисяна (“Горловского”), который погиб в Москве в результате взрыва в феврале этого года. До последнего времени “Мантус” занимал высокое положение и фактически был правой рукой Саркисяна во всей его криминальной группировке, а она контролировала немало сфер.

Как ранее писали СМИ, помимо армянского батальона “Арбат”, основателем которого являлся Саркисян и которое воевало в составе российского ЧВК “Редут”, ему также были подконтрольны все процессы перераспределения и контроля бизнеса на оккупированных территориях Донецкой, Луганской, Запорожской и Херсонской областей, а после смерти владельца ЧВК “Вагнер” Евгения Пригожина он стал ответственным и за набор заключенных в российскую армию. Практически с самого начала полномасштабной войны Саркисян получил полный контроль также над всеми тюрьмами и местами содержания украинских военнопленных. Именно это и позволило тандему Манукян–Саркисян наладить торговлю украинскими военнопленными.

Схема работала довольно просто. Саркисян передавал Манукяну списки пленных украинцев, а тот, в свою очередь, выходил на связь с родственниками солдат. Семье рассказывали о страшных пытках, которые приходится терпеть, об ужасных условиях, в которых живут ребята, о ранениях и болезнях и прочих ужасах и предлагали выход: выкупить сына, брата или отца из плена. Суммы таких “сделок” были немалыми – порядка 30 тыс. долл. за одного человека. И родственники, доведенные до отчаяния, зачастую платили такие средства, продавая свои авто, квартиры или попросту влезая в большие долги.

Передача военнопленного осуществлялась двумя способами. Первый – на неофициальных контрольно-пропускных пунктах через “свои” военные подразделения с обеих сторон. Второй – военного обещали включить в списки обмена, правда, в этом случае все часто заканчивалось ничем, и жертва попросту оставалась и без денег, и без родственника. Подробности таких случаев не раз описывали украинские СМИ, в частности, как говорилось, делки представлялись сотрудниками правоохранительных и силовых ведомств, а также членами неправительственных организаций.

Если же родственники отказывались от условий, обращались к правоохранителям или задерживали передачу финансов, им высылались фото и видео с пытками и унижениями их пленных родственников.

Масштабы схемы, организованной Манукяном и Саркисяном, дошли до такого уровня, что украинские спецслужбы были вынуждены публично обратиться к родственникам украинских военнопленных с настоятельной просьбой не передавать непроверенным лицам данные защитников, в частности паспортные данные, должность, звание, номер части, последнее место пребывания, фото в военной форме и тому подобное. А также опубликовали алгоритм действий на тот случай, когда им предлагают выкуп родственника из плена.

Понятное дело, что организовать и проворачивать схему без прикрытия влиятельных друзей в Украине было бы невозможно. Такой “крышой” для Владимира Манукяна стал один из руководителей департамента “І” СБУ Андрей Носач, недавно позорно уволенный из “конторы” на фоне коррупционного скандала. “Мантус” наладил контакт с Носачем еще в Харькове. Туда он переехал в 2014 году из Донбасса, чтобы, как отмечали журналисты, по поручению Саркисяна осваивать “новые” территории. В то время Носач возглавлял местный главк СБУ, именно он познакомил Манукяна с тогдашним “губернатором” области Игорем Райниным, а позже с его преемницей Юлией Светличной. Такие контакты позволили группировке в дальнейшем еще больше закрепиться в городе. Представители ОПГ Манукяна-Саркисяна быстро вошли в качестве топ-менеджеров в ряд харьковских рынков и торговых центров, а также в управление Юго-Западной железной дороги, где быстро наладили ряд коррупционных схем.

Торговля пленными – не единственная схема военного времени. Еще одним из ключевых направлений совместной деятельности Владимира Манукяна и Армена Саркисяна было рейдерство бизнеса на оккупированных украинских территориях.

По наводке Саркисяна “Мантус” устанавливал связь с украинскими бизнесменами, которые вынуждены были покинуть захваченные территории Луганской, Донецкой, Запорожской и Херсонской областей, но у которых там остались те или иные бизнес-активы. Предпринимателям Манукян предлагал “добровольно передать” доступ к таким активам и все необходимое для перерегистрации их по оккупационному законодательству РФ. Дальше такой бизнес зачастую уходил на металлолом.

С началом полномасштабной войны Манукян находится в ОАЭ, но не оставляет надежд после окончания боевых действий вернуться в Украину. Для этого он уже готовит финансовую базу. В Дубае организованы несколько офисов по отмываю доходов, которые планируется реинвестировать в расширение преступной группировки, которая досталась ему от Армена Саркисяна.

Павел Веремеенко