«Когда Ёжик вынырнул, было по-прежнему темно, и Ёжик даже не знал, где берег. Вот так история… — размышлял Ёжик, отряхиваясь. — Разве кто поверит?!» И заковылял в тумане». (из мультфильма “Ежик в тумане»)
Начатая Сергеем Тарутой маленькая война против главы Нацбанка Валерии Гонтаревой не получилась быстрой и победоносной, как обещалось месяц назад. Уже очевидно, что шанс для победного блицкрига упущен. И каждый новый день изнурительной позиционной борьбы еще больше отдаляет шансы бывшего олигарха Сергея Таруты во-первых, добыть скальп главы НБУ, а во-вторых, преподнести это как свою персональную победу (дающую хотя бы моральное право усилить свои позиции при разделе победных бонусов). Кроме того, все яснее вырисовывается перспектива посвятить все оставшееся время депутатской каденции отмыванию “морды лица” от имиджа писающего мальчика…
А как все начиналось! Антинацбанковская коалиция, где Сергей Тарута самонадеянно взял на себя коммуникацию с элитами и международными организациями, а Юлия Тимошенко – близкое ее сердцу восстание народных масс, дала трещину уже в первые недели борьбы. В середине октября горячие головы “Батькивщины” оптимистично прогнозировали, что «когда парламент будет работать на округах и в комитетах (25-29 октября – Авт.), мы сможем услышать квалифицированный голос бизнес-сообщества, который должен окончательно убедить Порошенко, что Гонтарева должна уйти». Но что-то пошло не так. В поддержку Гонтаревой аргументировано и убедительно выступили представители целого ряда организаций: Национальный совет реформ, Независимая ассоциация банков, Европейская бизнес-ассоциация, а также МВФ, посол США и другие. А вместо обещанного голоса «квалифицированного бизнес-сообщества» пришлось слушать скрипучий голос самого Сергея Таруты и старые песни от старых недругов главы НБУ – Александра Охрименко и Александра Сугоняко. Ну не причислять же к «квалифицированному бизнес-сообществу» депутатов профильного комитета ВР под руководством радикала Сергея Рыбалки, и спикеров от «Народного фронта» и «Батькивщины», которые повторяют «Гонтареву в отставку» гораздо чаще чем «Юля!» или «Слава Украине»… Одним словом, психическая атака захлебнулась. Деловые круги и профессиональное сообщество получили лишний повод усомниться в честности и незаангажированности тех, кто добивается отставки главы НБУ. Ну а народу было вообще не до этого: весь пар энергии народных масс ушел в обсуждение е-деклараций «слуг народа».
В перспективе расшатывание кресла под Гонтаревой может стать такой же долгоиграющей темой и «игрой миллионов», как и «Кучму геть!» на рубеже 90-х-2000-х годов. При том, что Кучма тогда никуда так и не ушел и благополучно добыл до конца два полных президентских срока, а Юлия Владимировна построила на «Кучму геть!» свою политическую карьеру. Сейчас она может взять реванш за поражения 2014 года. Но для этого ей нужна война: такая же, как у нее была сначала с Кучмой, а потом и с Ющенко. Реальная война с российской агрессией, в которой можно было бы проявить себя настоящей Жанной д’Арк, ее не интересует. Потому что, во-первых, там надо не говорить, а делать, а во-вторых, в этой войне она пока не увидела своих денег, да и каблуки снимать придется. А как мы помним, образ обездоленной и неухоженной женщины средних лет народу не понравился.
Юля мигом расправляет крылья, когда чует запах денег и возможность поговорить. К огорчению «Батькивщины», тема тарифного майдана накрылась медным тазом выплаченными субсидиями. Пришлось вложиться в «борьбу за обманутых вкладчиков». Здесь Юлия Тимошенко настроена собрать до копейки все дивиденды на благодатном протестном поле борьбы с Нацбанком. Наличие младших партнеров в этом бизнес-проекте не предполагается изначально. Кто верил в лучшее, будет горько разочарован. В стремлении выжать из текущей политической ситуации все возможное, Юлия Владимировна готова объединиться хоть с чертом, хоть с писающим мальчиком. А потом ухоженной, недрожащей рукой отправить любого бывшего соратника в политический утиль. Вспомним печальную судьбу левого сектора украинской политики. На акциях “Восстань, Украина!” осенью 2002 года Юлия Владимировна делила сцену и протестный микрофон с Петром Симоненко и Александром Морозом. По странному совпадению, на политическую пенсию вскоре ушли и те, против кого они кричали, и те, кто стоял с Юлией Владимировной. Микрофон рассчитан на одну солистку, и Сергей Алексеевич Тарута не первый и не последний, кто “пал жертвой борьбы роковой”. Тем более, когда как партнер не способен прокормить даже областную ячейку партии. Миллиарды Индустриального союза Донбасса благополучно профуканы, за фасадом былой «мега-империи» – долги в 7 миллиардов долларов, и доля самого Таруты в ИСД тоже арестована за долги. Сравнить списки Forbes 2011-12 годов и электронную декларацию экс-олигарха Таруты за 2015 год – так это же обнять и плакать. После всех злоключений и приключений, у Таруты осталось всего лишь $4,8 миллиона, 560 тысяч евро и 20 тысяч фунтов наличных средств, и $ 0,9 миллиона, 2,6 тысячи евро, 485 тысяч гривен на банковских счетах (https://public.nazk.gov.ua/declaration/cf317324-31db-45ca-b708-0b7cab203b6b). Конечно, он богач по сравнению с декларацией «сироты казанской»-Юлии Владимировны, которая (если верить написанному) живет на 12 тысяч гривен в месяц (https://public.nazk.gov.ua/declaration/16c6074f-bd00-42ae-baa3-ad87e6e56751). Но в том-то и все дело, что при задекларированных нулях (http://gapp.rada.gov.ua/declview/Home/Main/1792/2015) у нее все ок, в то время как его пять с лишним миллионов – это действительно все, что нажито непосильным трудом. Политическое будущее «писающего мальчика» выглядит туманно. «У меня было предложение вступить в партию («Батькивщина» – Авт.) на правах заместителя Тимошенко. Было предложение и от «Народного фронта» и от БПП, от «Оппозиционного блока». От всех, кроме «Самопомощи». Все остальные предлагали мне туда войти”, – недавно откровенничал на NewsOne бывший олигарх. Видимо, совсем плохи дела, раз приходится, как ухажеру в кризисе среднего возраста, завышать количество потенциальных партнеров…
Мария Ростоцкая, “Открытая Украина“