«Скелеты из шкафа» члена Нацсовета Сергея Костинского: контакты с ФСБ, жена-россиянка, бизнес в Крыму и партнеры из Донецка

Высокопоставленному украинскому чиновнику – члену Нацсовета по вопросам ТВ и радиовещания Сергею Костинскому – вскоре могут быть предъявлены обвинения в сотрудничестве со спецслужбами России.

Напомним, Сергей Костинский стал известен широкой общественности призывами запретить в Украине вещание радиостанции «Радио.Вести». В начале марта текущего года Нацсовет отказал киевской редакции «Радио.Вести» (ООО «ТРК «Дивосвіт») в продлении лицензии на вещание в Киеве. Основанием для принятия такого решения стали призывы к пропаганде войны и разжиганию межнациональной розни.

А несколько дней назад, 30 марта, борец с российской пропагандой Сергей Костинский анонсировал внеплановую проверку харьковского кабельного телеканала ООО «Прогрессивные технологии и коммуникации» из-за признаков признания аннексии Крыма.

По иронии судьбы оказалось, что Сергей Костинский опосредованно владеет бизнесом в том самом оккупированном Крыму, а его супруга имеет гражданство России. Да и в целом многие факты указывают на регулярные контакты господина Костинского со спецслужбами РФ.

Бизнес с оккупантами

Еще в 2015 году, отвечая на вопросы журналистов, Сергей Костинский рассказал, что его жена является собственником бизнеса в Крыму.

Напомним, в 2015 году продолжались ожесточенные бои за Донецкий аэропорт, шли бои за Дебальцево, Украина пережила три волны мобилизации. Поэтому логичным будет вопрос, а что же это за бизнес такой, ради которого в тогдашних условиях супруге видного чиновника пришлось остаться на оккупированной агрессором территории? Почему Гульзара Артыкова (именно так зовут жену господина Костинского) не оставила бизнес и не уехала из Крыма по примеру многих других сограждан?

Ответ может показаться неожиданным: Сергей Костинский и его супруга сотрудничают с российскими спецслужбами.

На одной из встреч с журналистами Сергей Костинский официально сообщил: дескать, жене пришлось переоформить бизнес по российскому законодательству, поскольку работать компаниям, зарегистрированным по украинским нормам, на оккупированном полуострове нельзя.

Примечательно, что Гульзара Артыкова никогда не владела никаким бизнесом единолично на 100% – ее деловым партнером всегда был Сергей Костинский. Так что перерегистрировать ей исключительно для себя было нечего – разве что в интересах мужа.

На момент оккупации Крыма Россией супружеской паре Костинского-Артыковой принадлежало ООО «Фонд стратегического консалтинга» (код ЕГРПОУ 35053758), которое в свою очередь было единственным учредителем информационно-рекламного агентства ООО «Море медиа» код ЕГРПОУ 37543599). Также считается, что чета имела долю в газете «Прайм» через подставных лиц.

Даже когда будущая супружеская пара начинала работать в политике (в партии «Пора»), Гульзара Артыкова была председателем политсовета КРО «Пора», а Сергей Костинский – членом политсовета крымской партийной организации. А когда Костинский был главным редактором газеты «Прайм», Артыкова являлась корреспондентом и обозревателем газеты. В общем, пара всегда все делала вместе – весь их бизнес был общим детищем от начала и до конца.

Так что, говоря о том, что Гульзара Артыкова перерегистрировала бизнес в Крыму, господин Костинский умалчивает одну важную деталь: она перерегистрировала не исключительно свой бизнес, а их общий бизнес.

Кстати, не перерегистрировала, а зарегистрировала новую информационно-рекламную компанию в соответствии с законодательством РФ, подконтрольную ей на 100%. В прошлом году Гульзара Артыкова зарегистрировалась как индивидуальный предприниматель в соответствии с законодательством РФ. В выписке из ЕГРИП Российской Федерации сообщается, что гражданке Российской Федерации индивидуальному предпринимателю Гульзаре Хусановне Артыковой 7 февраля 2016 года был присвоены: регистрационный номер ПФР 091001032582, ОГРНИП: 316910200060862, ИННИП: 910223562646. Основной вид экономической деятельности – 73.11 (деятельность рекламных агентств).

Подставные покупатели и партнеры из Донецка

В официальной биографии Сергея Костинского говорится, что в 2014 году он покинул АР Крым в связи с ее оккупацией. На тот момент господин Костинский был успешным бизнесменом – совладельцем нескольких компаний, работающих в сфере медиа, PR и рекламы.

И в этом контексте позволим себе усомниться в том, что переезд Сергея Костинского в Киев был вызван политическими убеждениями и до глубины души затронувшей его оккупацией полуострова. Переезд в Киев был вызван более прозаичными причинами, а именно необходимостью перерегистрировать часть компаний на материковой части Украины, с тем чтобы можно было вести дела с контрагентами, работающими по украинскому законодательству.

В своей декларации за 2015 год (поданной в 2016 году) Сергей Костинский сообщил, что ему и жене принадлежали по 50% ООО «Фонд стратегического консалтинга» (компания зарегистрирована в Симферополе), а уже в 2016 году компания сменила формальных собственников и место регистрации: теперь ООО работает в Киеве и принадлежит не члену Нацкомиссии Костинскому и гражданке Российской Федерации Гульзаре Артыковой, а некоему Григорию Филину (зарегистрированному, кстати, в Донецке). Формально чиновник Сергей Костинский перерегистрировал семейный бизнес на подставных лиц, прикрывшись стандартной схемой – продажей бизнеса подставным лицам.

Кстати, ранее Сергей Костинский уже имел дело с донецкими партнерами. Напомним, с его именем связывали газету «Прайм». Изначально ее издавало ООО «РА «Правильный выбор» с владельцами из Донецка (код ЕГРПОУ 39530801). Когда Сергей Костинский руководил газетой, произошла смена собственника: в 2008 году место донецкого издателя заняло ЧП «Издательство «Литера» (код ЕГРПОУ 30624283), принадлежащее бизнесменам из Крыма.

Донецкий след в бизнесе Сергея Костинского – это достаточно важная тема, выходящая за рамки данной публикации и заслуживающая отдельного журналистского расследования.

Дружба с ФСБ

Сейчас российская компания Гульзары Артыковой продолжает обслуживать клиентов, с которыми Костинский и Артыкова работали до оккупации Крыма. И тут есть несколько деликатных нюансов.

Во-первых, в условиях нынешних крымских реалий обязательным условием для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя является наличие российского паспорта. Так что жена члена Нацсовета, так тщательно борющегося с пропагандой РФ, Гульзара Артыкова – гражданка России.

Во-вторых, бизнес, формально принадлежащий на 100% Гульзаре Артыковой, на самом деле является совместным делом и самой Артыковой, и Сергея Костинского. Выходит, чиновник мало того что ведет предпринимательскую деятельность, да еще и делает это в правовом поле России – государства-агрессора.

В-третьих, наличие бизнеса, зарегистрированного в России, да еще и на имя жены, является идеальным инструментом давления на украинского чиновника со стороны спецслужб РФ. Стоит ли сомневаться, что имея в «заложниках» жену и действующий бизнес одного из главных идеологов Украины Сергея Костинского, российские чекисты не преминут воспользоваться возможностью регулярно направлять ему ценные указания. Ради жены и бизнеса член Нацсовета Сергей Костинский сделает абсолютно все, что ему прикажут московские кураторы.

В-четвертых, является аксиомой, что СМИ и рекламный бизнес в России находится под тщательным контролем силовых структур и в первую очередь – ФСБ. И то, что гражданке России и этнической татарке Гульзаре Артыковой разрешили вести бизнес в оккупированном Крыму, является лучшим подтверждением (пусть и косвенным) ее сотрудничества с российскими спецслужбами.

В-пятых, ведение бизнеса в правовом поле России предполагает отчисление налогов в казну РФ. Таким образом, Гульзара Артыкова (и ее муж Сергей Костинский) напрямую финансируют государственный аппарат агрессора. И тут важна не столько сумма налоговых отчислений (у индивидуального предпринимателя она конечно же минимальная), сколько сам принцип.

Вдумайтесь: украинский чиновник, борец с идеологической агрессией финансирует госаппарат России и таким образом финансово поддерживает войну против Украины.

Валентин Бондарь, “Открытая Украина