Мошенник и коррупционер Борис Ложкин заработал 160 млн долларов на налогах

Имя Борис Ложкин всегда на слуху, и это неудивительно. Еще не так давно он возглавлял Администрацию Президента Петра Порошенко, а еще до недавнего времени являлся главным фигурантом в деле по сокрытию налогов в особо крупных размерах и сговоре с беглым олигархом Курченко. Этот факт не помешал ему занять высокий пост, да и интерес правоохранителей к его персоне почему-то поостыл.

Школьная журналистика

Журналистская деятельность мошенника Бориса Ложкина началась еще в юношеском возрасте. В его архиве собраны статьи и заметки, опубликованные в популярных в те годы изданиях «Вечерний Харьков» и «Ленинская смена». В старших классах он зарабатывал журналистикой среднюю зарплату советского человека — более 80 рублей в месяц. Этот факт обнадежил будущего абитуриента, и сразу после выпускных экзаменов он амбициозно нацелился на Московский государственный университет (МГУ), подав документы на факультет журналистики. Но использовавшиеся в те годы коррупционные схемы не позволили юноше из глубинки туда поступить. Он не пал духом, и чтобы не терять время, заработать стаж, опыт, устроился корреспондентом и секретарем в свою альма-матер — «Вечерний Харьков». В том же году он стал студентом в Харьковском пединституте факультета филологии.

Сфабрикованное образование и начало бизнеса

Зачем Борису Ложкину понадобилось указывать в своей анкете неправдивые факты, до сих пор непонятно. Но пробивные журналисты газеты «Экспресс» докопались, что Международного института гуманизации и развития в США никогда не существовало, а диплом об окончании выдал Борису Ложкину ВУЗ в Сумской области, не имеющий лицензии государственного образца.

Свой первый бизнес-проект Борис Ложкин запустил еще в 18 лет, создав развлекательную газету «АТВ» с востребованным у читателей материалом — телепрограммой популярных каналов. Уже через пару лет газета получила брендовое название «Теленеделя», включив в свой контент факты с пикантными подробностями из жизни популярных украинцев. Спустя несколько месяцев после выхода газеты инвесторы конвертировали вложенные средства, получив баснословные проценты. Спустя всего два года у «Теленедели» были многомиллионные тиражи, около 20 филиалов в России, работающих на региональных рынках этой страны. В 2013 году газета заняла прочное место в ТОПе крупнейших изданий СНГ.

Еще в 1994 году Борис Ложкин понял — чтобы справиться с таким бизнесом, требуется централизованное управление. Тогда и был создан издательский дом «Украинский медиахолдинг» (UMH Group). В него вошли мегапопулярные печатные, интернет-издания страны, крупнейшие радиостанции всего постсоветского пространства. Назовем только некоторые из них: «Korrespondent.net», Vogue.ua, Dengi.ua, iSport.ua, Авторадио, Ретро FM, Europa Plus, «Корреспондент», «Теленеделя», «Футбол», «Комсомольская правда», «Аргументы и факты», «За рулем» и др.

Тандем Курченко — Ложкин

Пути молодого миллионера Сергея Курченко и Бориса Ложкина тесно пересеклись в 2012 году. В это время одно из изданий последнего — «Forbes Украина» — опубликовало разоблачающие статьи об уклонении от уплаты налогов газового магната Курченко. Никакие взаимные переговоры не дали результата, и материал увидел свет. После этого Курченко не стал больше рисковать репутацией, ожидая очередной разоблачающей информации. Он решил по-быстрому выкупить у Ложкина контрольный пакет акций его медиахолдинга, предложив баснословную сумму. Различные источники указывают от 300 до 355 млн долларов, но государство не дождалось от этой сделки ни гривны налогов. Борис Ложкин не отразил факт продажи UMH в ежегодной налоговой декларации.

У фискальных органов этот факт вызвал подозрение. Это могло быть лишь банальное уклонение от уплаты налогов в особо крупных размерах, или теневая схема освобождения от налогов олигарха Курченко. Расследование по делу прекратилось в 2015 году, когда Борис Ложкин занял пост главы АПУ, а беглого олигарха Курченко в это время объявили в международный розыск, инкриминировав ему совершение многомиллиардных противоправных сделок и уклонение от уплаты налогов.

Допрашивать по факту сделки было некого: Курченко — в бегах, а Борис Ложкин — важный чиновник, его просто так не вызовешь на допрос. К тому же после осуществления сделки в документах UMH Group не поменялся владелец. Как это может быть? Оказывается, Борис Ложкин по документам никогда и не был собственником, а лишь временным директором холдинга. Владелец — голландская компания с похожим наименованием United Media Holding NV, размещенная на Кипре. И это не последнее звено финансовой цепочки. Голландская компания, в свою очередь, имеет собственных владельцев — Integrity International Holding Limited, зарегистрированных в другой оффшорной зоне — Британских Виргинских островах. Закономерно, что данные о ее владельцах строго засекречены, хотя в рамках другого дела она фигурирует с именем другого депутата ВР — Валентин Резниченко, главы Днепропетровской области. Такая сложная схема финансовой иерархии легализирует уклонение от налога с прибыли предприятия.

Если вспомнить первую декларацию Бориса Ложкина в качестве государственного чиновника, то при ее заполнении он подробно указал заработки всех членов своей семьи, умолчав о своем «заокеанском» холдинге. Принятый в Украине антикоррупционный закон давно должен отправить в отставку чиновника такого ранга, но, как видим, компаньон Порошенко туда не собирается. Более того, непонятно, чем руководствовался Борис Ложкин в сделке с Курченко? Возможно, его использовали в темную, что сегодня требует немедленного ответного решения. И он его принял — участие в политике, гарантирующее депутатскую неприкосновенность, по крайней мере, до прихода новой команды к власти в стране.

Кредитные махинации

Журналисты одного из украинских изданий, копнув поглубже, выудили факты, доказывающие причастность Бориса Ложкина к коррупционной схеме Курченко по покупке его же медиахолдинга. К тому же Курченко потратил на покупку не собственные, а государственные средства, взятые в кредит в государственном «УкрЭксимБанке» Борисом Ложкиным. Какое феноменальное везение, стечение обстоятельств позволило Курченко разжиться 160 млн долларов, а это более 60 % от сумм всех выданных этим банком кредитов за целый год, остается неизвестным. Залогом сделки стали акции уже упомянутой голландской крыши Бориса Ложкина, но они ничего не стоят без украинских активов UMH, а те, в свою очередь, уже ранее были заложены в других кредитных сделках. К тому же получить такую сумму возможно лишь при условии оценки украинских активов в 460 млн долларов. Различные источники утверждают, что такое стало возможным благодаря Александру Клименко, тогдашнему министру доходов и сборов, а сегодня такому же беглому экс-чиновнику.

Отмыть полученные от сделки года средства Сергей Курченко и Борис Ложкин смогли там же, за океаном. Тем более, что этому способствовала начавшаяся революция в Украине. А вот вернуть долг государству некому, да и нечем. Акции UMH после совершения сделки резко просели в цене, и сегодня их оценочная стоимость составляет не более 50 млн долларов. Остается уповать на совесть и гражданский долг заемщика, но это под большим вопросом — Курченко находится в розыске. А Борис Ложкин, находясь под крылом Порошенко, пока снимает дивиденды, сколотив на этой сделке хорошее финансовое подспорье для своей семьи.