Последняя гастроль «сына лейтенанта Шмидта»

Накануне смены президентской власти замешанный в скандале «липовых» участников АТО бывший высокопоставленный сотрудник Администрации Президента и владелец нескольких бизнесов Дмитрий Елманов пытается «кинуть» Укрэксимбанк более чем на 5,5 млн. долл. На эту сумму Елманов привлек кредитов в государственном Укрэксимбанке, которые не обслуживает уже более десяти лет. Под занавес эпохи уходящего Порошенко, пользуясь связями во властных структурах и статусом участника президентской команды, он выводит из под залога Укрэксима имущество своего предприятия «АТП 13060».

Смена президентской власти в Украине, до смерти напугала властных и околовластных махинаторов. Сообразив, что шансы их патрона на повторное избрание Президентом близятся к нулю, они заранее тщательно подготовили отходные пути. Бегущие с тонущего корабля Порошенко «крысы» под занавес каденции Петра Алексеевича, лихорадочно урывают лакомые куски собственности на сотни миллионов гривен.

Один из ярких примеров бегущих с подводной лодки – Дмитрий Елманов, бывший начальник Главного департамента по вопросам деятельности правоохранительных органов Администрации Президента Украины (АП), экс-советник АП и руководитель конкурса по отбору главы НАБУ Артема Сытника.

Логично ожидать, что чиновник, заведовавший назначением руководителя главного антикоррупционного ведомства, должен быть «кристально чистым антикоррупционепром». Но в зазеркалье порошенковской администрации на такие посты выбирали, скорее, близких по духу – изворотливых дельцов, по своему авантюризму напоминающих «Великого комбинатора» Остапа Бендера.

Неудивительно, что отобранный «комбинаторами» руководящий состав НАБУ, не только не показал обществу ожидаемой тотальной зачистки коррупционеров, но и сам стал объектом обвинений в коррупции.

Прославившей Елманова на всю страну «комбинацией» стало получение в начале 2015 г. статуса участника боевых действий в зоне АТО. Герой АТО бывал на территории боевых действий только в командировках и никогда не держал в руках оружия. В романе «Золотой теленок» мошенники использовали статус сыновей героя революции – лейтенанта Шмидта. В наше время новоявленный «сын лейтенанта Шмидта» предпочел получить фальшивое удостоверение участника боевых действий для обмана государственного банка.

В свое время американский президент Франклин Делано Рузвельт отзывался о никарагуанском диктаторе Сомосе, дескать, это «сукин сын, но наш сукин сын». Наверное, аналогично о своем липовом «атошнике» Елманове мог бы сказать и Порошенко. Во всяком случае, из АП фигуранта уволили «по-тихому», освободив от должности «по согласию сторон» (и то когда разгорелся мощный публичный скандал), но, по сути, оставили в президентской «колоде» и даже назначили его руководителем конкурса по отбору руководителя НАБУ. Уже одно это говорит о том, насколько «козырное» место занимает Елманов в неофициальной системе координат администрации бывшего президента. При этом никто не помешал Елманову одновременно вернуться к решению проблем своего бизнеса.

Принципы бизнес-деятельности Елманова оказались столь же алчными и аморальными, как и во время его работы в АП. Пользуясь покровительством в верхах, Дмитрий Алексеевич решил де факто аннулировать свои прошлые кредитные обязательства, в частности, перед государственным Укрэксимбанком.

В 2005-2006 г. компания «АТП 13060» привлекла в Укрэксиме кредитные ресурсы, которые с 2008 г. перестала обслуживать, задолжав банку 147 млн. грн. Фактически это АТП, владеющее привлекательной собственностью в виде целостного имущественного комплекса в Киеве, принадлежит Дмитрию Елманову. Об этом говорит тот факт, что Елманов был акционером и членом набсовета АО «АТП 13060» в 2014 г., а контрольный пакет АТП принадлежал связанному с ним офшору «Родан лимитед». Поручителями по долгу АТП перед банком и вовсе выступили открыто связанные с «Великим комбинатором» компании.

Начиная с 2015 г., Дмитрием Елмановым реализуется неоднократно апробированная и прямая, как железнодорожная колея, схема выведения заложенных в банке активов при помощи фиктивного банкротства. Как советовал Бендер Кисе Воробьянинову: «Побольше цинизма – людям это нравится». А цинизма в этой истории, как поймет читатель, хоть отбавляй.

Для начала АТП меняет юридический адрес с Киева на Днепропетровск (ныне Днепр). Такой необъяснимый «переезд» АТП на новое место жительства стал понятен, когда сразу после этого Днепропетровский хозяйственный суд, особо лояльный новому «реформированному» судебному начальству, возбудил дело о банкротстве предприятия, ход которого, внезапно, полностью соответствовал интересам нашего «героя».

Стоит отметить, что придуманная схема банкротства АТП весьма прозрачна, и должна бы была быть понятна любому, даже начинающему следователю.

Все просто и цинично: на пустом месте возникает «долг» «АТП 113060» по бестоварным векселям перед некой компанией ООО «АГРО ТОП» на 135 млн. грн. (сумма, близкая стоимости всего имущества компании, на которую ее руководитель вдруг решил выдать векселя, не получив взамен товаров или услуг) – который АТП, не долго думая, признает в хозяйственном процессе в том же самом Днепропетровском суде. Не теряя времени, новоявленный кредитор возбуждает дело о банкротстве.

Затем процедура банкротства, как предусмотрено планом, затягивается, что блокирует попытки банка забрать в счет погашения долга залог. По сути, все четыре года дела о банкротстве суд «дремал», превратив его в вялотекущее действо. Понятно, что это полностью подходит Елманову, который все это время зарабатывает на активе, получая доход от его аренды и не погашая долги.

А что же Укрэксимбанк? Неужели он молча наблюдает, как его пытаются нагреть на 5,5 млн. долл., уведя, прямо из-под носа, недвижимость в столице страны?! Нет, он обращается в правоохранительные органы. Просит привлечь героев этой истории за явное мошенничество. Однако, используя свои связи, кто то осуществляет жесткое давление на банк и органы прокуратуры, блокируя любое реальное сопротивление.

В итоге Укрэксим, по сути, не сумел предпринять никаких действенных мер.

А в результате потерял возможность быстро продать залог и вернуть предоставленные кредитные средства.

С конца 2018 г., начиная осознавать неизбежность смены президентской власти и потери контактов с высокопоставленной «крышей», Елманов резко активизирует процедуру банкротства. Он стремится успеть завершить дело до смены власти, ведь после этого его связи «наверху» исчезнут, подобно карете Золушки, после полуночи снова превратившейся в тыкву.

Время – деньги. Причем в буквальном смысле. Поэтому стадия санации ускоренно переходит в стадию ликвидации, отзывчивый суд – с ходу позволяет снять с заложенного имущества все аресты и запреты, а послушный ликвидатор в пожарном режиме начинает торги по реализации актива. Теперь главное – через нужных людей надавить на Укрэксим, чтобы тот сопротивлялся вяло и скорее для вида. А на деле – играл в интересах Елманова, дав согласие на снижение цены актива в ходе торгов.

Добьется ли «Великий комбинатор» своего станет понятным сегодня, 21 мая 2019 г. Именно сегодня на заседании Днепропетровского хозсуда будет рассмотрено ходатайство ликвидатора – де-факто подчиненного самого Елманова о том, чтобы суд разрешил продажу залога по любой, даже самой заниженной цене. А осуществляться продажа будет через «независимую» торговую организацию «Днепрофорвард», отобранной честным ликвидатором на «прозрачном и конкурентном конкурсе», учредители которой, лишь по странной случайности находится в одном офисе с учредителями инициатора банкротства – компании «АГРО ТОП».

Правоохранителям уже известны и другие доказательства связанности продавца с Елмановым, и, скорее всего, их скоро они пустят их в ход, учитываю смену власти в стране. Итак, финита ля комедия: в случае позитивного для нашего героя решения суда, он через подконтрольного торговца сможет продать сам себе свой же заложенный комплекс – по цене металлолома. Все в стиле Остапа Ибрагимовича – в числе многочисленных «относительно честных способов зарабатывания денег».

В народе говорят, что аппетит приходит во время еды. Можно не сомневаться, что решение судебной власти в пользу зарвавшегося Дмитрия Елманова, подвигнет нашего «Великого комбинатора» на новые коррупционные подвиги. А поле для деятельности у него, безусловно, есть. Причем в тех сферах, которые требуют особого доверия к собственнику бизнеса и его безупречной репутации. В этом смысле в поле риска оказываются, например, люди, инвестировавшие в квартиры нового жилого комплекса «Ягода», который возводится в Гостомеле Киевской области, и чьим конечным владельцем выступает Дмитрий Елманов. Ведь не исключено, что, кинув влиятельный государственный банк, он захочет заработать на продаже «воздуха» нашим соотечественникам, которые вложили последние сбережения в решение, как писал Михаил Булгаков, квартирного вопроса. И тогда на украинском рынке жилой недвижимости полыхнет новая громкая квартирная афера.

Стремление оставить государственный банк с носом, нагрев его на 5,5 млн. долл. только на одном якобы обанкротившемся предприятии – яркий пример коррупционных схем уходящей власти. Можно только представить, сколько таких «елмановых» из свиты Петра Порошенко накануне смены власти отхватили или пытаются отхватить свой кусок государственного пирога. Понимая, что «паровоз» прежней власти уходит, они, словно крысы, бегущие с корабля, хватают все, что плохо лежит, попутно заметая следы коррупции и воровства. В результате ущерб, нанесенный, скажем, госбанкам, вполне сопоставим с их фактическим грабежом при режиме Януковича.

Коррупционная схема в отношении госбанка, реализованная Дмитрием Елмановым, столь дерзкая и вопиющая, что Генеральная Прокуратура и суды вместе новым Президентом Владимиром Зеленским, просто обязаны доказать всем нам – пришло другое время, время, в котором ни один факт воровства денег у Украины, ее народа, не останется безнаказанным. И тогда «сыновья лейтенанта Шмидта» вроде Елманова, навсегда исчезнут из нашей жизни. И первые годы проведут там, где заслужили – в тюрьме. Произойдет ли это, не разойдутся ли яркие и правильные слова Владимира Зеленского с делами – увидим уже в ближайшие дни, недели, месяцы… Первая ласточка – уже сегодня – 21 мая…

Виталина Петренко, «Открытая Украина»