Нынешнее лето в Грузии выдалось богатым на политические и экономические скандалы. На днях Генеральная прокуратура страны объявила о завершении расследования по отмыванию многомиллионной суммы через крупнейший на Кавказе TBC банк. Основными подозреваемыми в отмывании 20 млн. американских долларов являются члены правления и миноритарные акционеры банка Мамука Хазарадзе и Бадри Джапаридзе.
Уголовное дело может иметь далеко идущие последствия, в том числе, и политические. Вскоре после волнений в Тбилиси, вызванных попыткой российского депутата-коммуниста Сергея Гаврилова поруководить православными коллегами из кресла спикера грузинского парламента, Мамука Хазарадзе торжественно объявил о создании нового общественно-политического движения в Грузии. Целью движения, по словам Хазарадзе, должно стать смещение с правящих позиций партии «Грузинская мечта» и её лидера – самого влиятельного человека в Грузии Бидзины Иванишвили.
Конфликт Хазарадзе с Иванишвили насчитывает несколько лет, но в публичную фазу он перешел только в конце прошлого года, когда прокуратура объявила о возбуждении уголовного дела против Хазарадзе и его партнёра Джапаридзе. Дело в том, что Хазарадзе и группа компаний TBC, а также инвестиционная группа из США на протяжении четырёх лет занимаются строительством глубоководного порта на территории западной Грузии, недалеко от административной границы с Абхазией, в небольшом черноморском городке Анаклия. Порт имеет для Грузии большое геополитическое и геоэкономическое значение, так как именно Анаклия должна обеспечить ожидающийся резкий рост товарооборота со странами Средней Азии и Китаем. Самый глубоководный порт на Черном море и сопутствующая инфраструктура – терминал, аэропорт и железная дорога – открывают для Грузии интересные перспективы.
Правительство страны при личном участии тогдашнего премьер-министра Гиоргия Квирикашвили (кстати, сегодня он является соучредителем общественно-политического движения, создаваемого Хазарадзе) в 2015 году отдала победу в государственном тендере на строительства порта в Анаклии консорциуму, созданному Мамукой Хазарадзе.
Однако вокруг будущего порта в Анаклии разгорелись страсти, подогреваемые главными акторами мировой политики. В напоминающем село городке столкнулись интересы США, России и Китая. Американская сторона справедливо считает Китай основным бенефициаром ввода в эксплуатацию инфраструктуры Анаклийского порта, поэтому склонна затягивать завершение работ. Китай, в свою очередь, заинтересован в скорейшем окончании строительства порта, сулящего уникальные возможности по наращиванию грузопотока в Европу в соответствии с глобальным торговым проектом «Нового шелкового пути». Россия же всячески сопротивляется «анаклийскому проекту» – теоретически глубоководный порт может быть использован как для размещения базы подводных лодок ВМФ США, так и для расширения экономического и политического влияния Китая на Кавказе.
Все эти годы Бидзина Иванишвили проявлял чудеса политической эквилибристики, пытаясь парадоксальным образом учитывать противоположные интересы всех трех сторон. В последнее время, по мнению некоторых грузинских экспертов, он все больше склоняется в сторону привлечения китайских инвестиций, что открывает Поднебесной прямой путь в Анаклию. Возможно, таким образом, он стремится изменить баланс сил в регионе и сделать конструкцию сдержек и противовесов в Грузии более прочной и стабильной. Сегодня в Грузии велико американское политическое влияние (на США ориентирована часть оппозиции, сектор некоммерческих организаций и часть СМИ), при этом весьма ощутима экономическая зависимость и экзистенциальная угроза безопасности Грузии, исходящая от России. Вхождение Китая в качестве заинтересованного экономического актора в Грузию могло бы отчасти оградить страну от угрозы резкой политической дестабилизации со стороны как США, так и РФ. Не говоря уже о существенном росте экономического потенциала кавказской республики.
Но на пути реализации плана Иванишвили оказывается Мамука Хазарадзе, который на протяжении четырех лет фактически саботирует строительство порта, требуя многочисленных уступок относительно условий выигранного им тендера. При этом Хазарадзе активно спонсирует оппозицию, координируя свои действия с экс-президентом Грузии и бывшим губернатором Одесской области Михеилом Саакашвили. Роль «связных» между Саакашвили и Хазарадзе выполняют братья Давид и Гела Бежуашвили. Гела занимал пост секретаря совбеза Грузии при президентстве Саакашвили. Давид – олигарх, давно, хотя и не в открытую противодействующий Иванишвили. По данным грузинских журналистов, Давид Бежуашвили находил финансовую помощь для «Руха новых сил» на недавних выборах Верховной Рады.
Мамука Хазарадзе, Давид Бежуашвили, Михеил Саакашвили
Известно, что Хазарадзе финансировал прошлогодние акции протеста, организованные партией Саакашвили в Грузии в прошлом году. Высказываются мнения, что он же стоял и за столкновениями демонстрантов с полицией у здания парламента в Тбилиси в прошлом месяце. В свою очередь, Саакашвили обвиняет Иванишвили в намерении остановить строительство порта в Анаклии якобы в интересах Кремля.
После июньских столкновений в Тбилиси Давид Бежуашвили поспешно покинул территорию Грузии и эвакуировал свою семью. Мамуке Хадарадзе грозит серьёзное судебное разбирательство.
Какое же будущее ждёт порт в Анаклии? От кого будет добиваться финансирования на местных выборах в Украине Михеил Саакашвили? Как будет спасать свои активы в Грузии Давид Бежуашвили? Возможно, мы получим ответы на эти вопросы в ближайшие месяцы.
Илья Дорфман, «Открытая Украина»