Андрей Дыкун и Михаил Соколов превратили Всеукраинскую аграрную раду в орган лоббизма интересов РФ
План Москвы — лишить Украину адекватных реформ, а так же собственной химической промышленности, успешно выполняется. Только задачи по достижению этой цели Москва сегодня возлагает не на орды войск и авиацию, а на подконтрольные отраслевые ассоциации внутри Украины.
План РФ для украинских химзаводов — металлолом
Для поддержки и развития собственной химической промышленности, без которых невозможно развитие крупного сельскохозяйственного производства, промышленности и военно-промышленного комплекса, США сегодня поддерживают низкие цены на газ внутри страны. Для этого несколько лет назад были предоставлена поддержка разработчикам сланцевого газа, а так же открыт доступ к ранее законсервированным месторождениям нефти и газа.
И после того, как сырье из тысяч новых скважин попало на рынок, никто не пытался внутренним ценам в США «назначить» мировой уровень. Вместо этого сослались на рыночное регулирование и на то, что это само так получились — что новый вид газа и расконсервированные месторождения дали предложение значительно превышающее спрос и уронили цены. И сегодня в США доходит даже до того — что газ поставляют бесплатно — так как на некоторых месторождениях девать его больше некуда.
В это же время Индия практически выполнила свой план увеличить размер своей химической промышленности в 3 раза. За последние 10 лет построены до сотни новых, мощных химических производств. В результате, доля страны в мировом химическом рынке превысила 6% и отметку в 300 млрд долл оборота по году.
Не оглядываясь на обстоятельства или временные перекосы рынка, к 2020 году и Китай фактически удвоил свой выпуск химической продукции. Чему так же предшествовала дотируемая государством кампания по массовой добыче сланцевой нефти и газа — которая обеспечила химиков дешевым сырьем собственной добычи.
Что же делала все эти 10 лет Украина, пока другие страны удваивали и утраивали выпуск химической продукции на своей территории? А Украина решала сложный вопрос — нужна ли ей вообще своя химическая промышленность или может стоить вопрос производства химудобрений и промышленных химизделий передоверить россиянам, с которыми уже 5 лет как идет война?
При этом отраслевые ассоциации, вроде Всеукраинской аграрной рады, под председательством Андрея Дыкуна и его зама, гражданина РФ, Михаила Соколова, достигли больших успехов. Успехов — в деле завоевания украинского рынка российскими химическими компаниями.
Михаил Соколов
И главная из их победа в том, под предлогом борьбы за дешевые удобрения для аграриев, они сформировали общественное мнение о том, что все равно откуда привезут товар — лишь бы он был дешевле. И товар таки везут — границы Украины рвет контрабанда российских удобрений, они идут в обход — перекрашиваясь как импорт из Румынии и Грузии, их проталкивают через границу паническими криками о срыве посевной.
При этом Всеукраинская аграрная рада и ее руководители даже не озвучивают тезис о том, что гарантией стабильного и развивающегося сельхозпроизводства в Украине может быть только удвоение и утроение собственного выпуска удобрений. Так как импорт из РФ, как и поставки с заводов РФ в Восточной Европе — Москва в любой момент может перекрыть. И если это произойдет после уничтожения украинских химзаводов — то входящие в ВАР украинские аграрии, наивно верящие своему руководству — не соберут и половины из нынешнего объема урожая.
Потому что заменить украинские производства можно только мощностями в ближайшей РФ и больше ничем. Так как в других частях мира можно купить на открытом рынке пару сот тысяч тонн удобрений. Но никак не потребляемые сегодня Украиной более 3-х миллионов тонн. И еще требующиеся для постепенного роста урожайности полей 3-4 млн тонн — так как наша страна занимает последние места среди индустриальных стран по уровню внесения удобрений в землю.
В деталях же ситуация выглядит так, что РФ держит цены на газ для своих заводов низкими. А для украинских — высокими. При этом Украина уже 10 лет как защищает свой рынок от РФ 10-ти, 20-ти и даже 40-ка процентными антидемпинговыми пошлинами на удобрения. И только это дало возможность пока не остановить украинские заводы.
Однако, руководство ВАР уже мобилизовало широкие массы аграриев на то, чтобы в ближайшее время получить более дешевые российские удобрения. После чего отечественные производства закроются, а российский продукт перестанет быть дешевым, а станет дорогим и безальтернативным.
Общие корни
Откуда такая близость взглядов руководителей ВАР и российских химиков? Все до смешного просто. С 2005-го года, около 10 лет, замглавы Всеукраинской аграрной рады Михаил Соколов был партнером в московской лоббистской компании «Кесарев Консалтинг». В этой же структуре и тоже партнером числился и нынешний председатель компании «Тольяттиазот» Петр Орджоникидзе. То есть всем понятна ситуация, когда глава крупнейшего химического предприятия России записан как рядовой сотрудник небольшой консалтинговой компании. О каких-то заметных достижениях которой вам даже интернет ничего особо примечательного не расскажет. Потому что у компании с офисом на Лубянской площади в Москве, видимо, совсем другие задачи.
Петр Орджоникидзе
Этот факт так же объясняет и то, что как руководитель Всеукраинской аграрной рады Андрей Дыкун, так и его заместитель-россиянин Михаил Соколов, не устают торпедировать реформаторские усилия самых разных составов КМУ.
Так в середина 2016 года глава ВАР административно и в СМИ торпедировал намерение Аграрного фонда Украины продать 60 тыс тонн сахара на сумму 500 млн грн. Дело в том, что задача Агрофонда — стабилизировать ранок сельхозпродукции в Украине путем товарных интервенций, кредитов, выкупа продукции и других операций на рыке. И указанные 500 млн грн были нужны госфонду, чтобы на эти деньги выдать аграриям кредиты под будущий урожай, купить солярку и удобрения.
Однако, Андрей Дыкун резко запротестовал против намерения Агрофонда вести свою законную деятельность заявив, что продажа сахара госоператором обвалит цены на внутреннем рынке. То есть более смешной повод, чтобы сорвать работу специального государственного органа в чьих-то интересах — придумать сложно.
И это и подобные заявления и лоббистские усилия главы, а так же аналогичная хоздеятельность руководителя отраслевой ассоциации не прошли незамеченными. Уже осенью 2018 года у родственников Андрея Дыкуна проходят массовые обыски, проводимые правоохранительными органами Украины.
Не отстает от своего шефа и замглавы ВАР Михаил Соколов. Он с размахом атакует в Украине такие инициативы как введение рынка земли. Причем использует для этого ложные утверждения о том, что ее могут продать иностранцам. Хотя ни в каких профильных документах никогда не предусматривалась продажа земли не гражданам Украины.
Так же гражданин РФ из кресла замглавы украинской сельхозассоциации не упускает возможности поддержать своего старого знакомого — главу «Тольяттиазота» Петра Орджоникидзе и его коллег — химпромовских олигархов РФ. Для этого Михаил Соколов постоянно требует снять запреты на поставки российских удобрений в Украину. Что учитывая цену газа, из которого они сделаны — быстро приведет к остановке украинских химических заводов.
То есть сегодня у украинцев есть все поводы беспокоиться о дальнейшей судьбе своего сельского хозяйства. Если конечно новая волна обысков не положит предел некоторым угрозам для будущего страны.
Справка по теме
На азотные удобрения приходится 68% всех использованных удобрений. Мощности украинских заводов только по азотным удобрениям превышают 5 млн тонн и в разы перекрывают потребность украинских аграриев в самых востребованных удобрениях. 26 марта 2018 года Межведомственная комиссия по международной торговле расширила действие антидемпинговых мер на импорт в Украину аммиачной селитры из России. Для ОАО “Дорогобуж” пошлина составила 29,25%, для других поставщиков из РФ – 42,96%. На карбамид и КАС пошлины остались в размере 31,84%