«Диджитализация коррупции»: налоговики и схемщики делят деньги через специальные телеграмм-каналы

В редакцию нашего издания попал интересный документ, который прислал начальник второго управления организации досудебных расследований ГБР Туру Александр Александрович, главе ГНС Украины Верланову Сергею Александровичу.

Для того, чтобы разъяснить нам, о чем идет речь в данном документе и вообще что происходит, мы решили обратиться к действующему сотруднику ГНС Украины, который в итоге пожелал остаться инкогнито для наших читателей, вот часть нашего диалога, выводы делайте сами:

А: Здравствуйте!

— Добрый день!

А: Вот у нас в руках копия запроса ГБР главе ГНС Сергею Верланову, Вас в ней ничего не удивляет?

— Таких запросов в органы ГНС и её подразделения каждый день приходит сотнями, от различных правоохранительных органов, так что удивляться нечему.

А: А все-таки о чем там идет речь, Вы можете нам разъяснить на «человеческом» языке?

— Вы же видите, что ГБР проводит какое-то расследование, в рамках которого получены сведения, что служебные лица органов ГНС, злоупотребляя служебным положением, помогали незаконной деятельности ряда предприятий с признаками рисков. Раньше писали с признаками фиктивности, – видите что-то новое (улыбается). Что привело к уклонению от уплаты налогов ряда субъектов хозяйственной деятельности, и тем самым нанесен ущерб государству. Про ущерб государству пишут, чтобы показать, почему этим вопросом занимается ГБР, и чтобы “страшнее” было. В итоге ГБР просит выявить все предприятия задействованные в противоправной деятельности, и самое главное в этом письме – “прошу надати інформацію, що свідчить про порушення законодавства вказаними (которые просит выявить) підприємствами”. Вот и все вообщем.

А: Хорошо, это официальная сторона, но чувствуется подтекст в этом всем, вы его видите? Можете пояснить нам?

— Давайте так, я же не могу быть уверенной на 100% и тем более кого-то оклеветать, но очевидно то, что схемы по уклонению от уплаты обязательных платежей живут и процветают. Да, они изменяются, потому что изменяется нормативно-правовая база и налоговый кодекс. Так называемая система СМ КОР (система мониторинга соответствия налоговых накладных/расчетов корректировок критериям оценки рисков) предназначенная упреждать манипуляции со сменой кодов товаров. Об этом как раз идет речь в письме ГБР, когда предприятие покупает сигареты, товары народного потребления, алкогольные напитки и т.д., а продает на такие же суммы высоковостребованные товары и услуги, строительные услуги, металлопрокат, стройматериалы, семена подсолнечника и т. д.

А: Так а система СМ КОР, о которой вы говорите?

— Система работает автоматически, но необходимо понимать, что СМ КОР не блокирует предприятия реального сектора экономики, и есть алгоритмы, которые позволяют фиктивным предприятиям “претворяться” в предприятия реального сектора экономики. В данном случае и появляется лазейка для нечестных на руку коллег, которые, как пишет ГБР, злоупотребляют служебным положением и закрывают глаза на работу фиктивных предприятий, потому как система — это компьютер и она, в любом случае, выявляет возможные манипуляции, но не блокирует налоговые накладные, так как предприятие похоже на реальный сектор экономики.

А: То есть, система выявила, а сотрудник ГНС ничего не предпринял, чтобы не допустить нарушения?

— Да, совершенно верно.

А: Хорошо, руководство ГНС знает или понимает, кто конкретно эти сотрудники? Почему не предпринимает меры?

— Простой и одновременно сложный вопрос. Простой, потому что, возможно – знает, ничего не предпринимает и даже поощряет. А сложный, потому что кадровая составляющая ГНС, сколько не меняй название, все та же “азаровская”. Поймите, невозможно взять и всех уволить, как разогнали ГАИ и создали Патрульную полицию. Налоговая служба, гораздо более сложный механизм и требует опыта и специфических знаний от своих сотрудников.

Я вам скажу так, если взять и набрать всех новых, пусть даже с образованием нужным, они все равно не смогут обеспечить контроль этого вопроса, так как столкнутся с людьми, которые на схемах уклонения от уплаты налогов “собаку съели”.

А: То есть, руководство ГНС сделало как завещали древние греки, не смогло победить и решило возглавить ?

— (смеется) Не знаю.

А: Кто-то же контролирует информацию, которую дает СМ КОР, кто эти люди?

— В ГНС есть “Департамент мониторинга рисковых операций и доходов”, очевидно из названия, чем он занимается, но, в общем, это все работает как целостный механизм, региональные органы тоже все видят и тоже ничего не предпринимают.

А: В письме ГБР просит выявить рисковые предприятия и принять меры по остановке регистрации рисковых накладных, это как вообще понимать? ГБР думает, что сотрудники ГНС не знают своих обязанностей?

— Конечно нет, это игра такая, ГБР пугает ГНС убегает.

А: А серьезно, правоохранительные органы могут прекратить преступное бездействие налоговиков?

— Часть правоохранителей “в доле” и имитирует бурную деятельность, та часть, которая ничего с этих схем не имеет, что-то может пытаться сделать, но результаты равны нулю пока. Все кто замешан в таких делах, используют современные технологии и уличить связь между сотрудниками налоговой и схемщиками, которые владеют тысячами фиктивных предприятий, невозможно. При этом последние, каждый месяц отчитываются о “проделанной работе” перед сотрудниками ГНС в секретном телеграмм-канале. Есть даже разработанная форма для таких отчетов.

А: Да? А можно взглянуть?

— У меня нет, но там расписывают объемы таких операций за отчетный период и комиссию, которую необходимо заплатить, чтобы и дальше все работало без сбоев.

А: А как попасть в этот телеграмм-канал?

— Во-первых, он не один, во-вторых, эти каналы среди своих распространяются и у меня нет.

Вот так, дорогие читатели, декларируется ГНИ одно, а на деле все совершенно наоборот. Интересна позиция в отношении таких дел Министерства финансов, потому, как известно, что нынешний глава ГНС Сергей Верланов был сотрудником министерства и является приближенным и подотчетен министру финансов Оксане Маркаровой.

Нам же остается ждать, что действия ГБР будут более прагматичными и они не остановятся только на подобного рода запросах. Интересен тот факт, что проверить существование подобной черной отчетности, о которой говорит наш собеседник, нам подтвердил источник из круга людей, которые сдают такую отчетность. Кто знает, возможно, скоро мы увидим известную всем “амбарную книгу” имени нового героя и нового цифрового поколения. Как не крути, а диджитализация в действии!