Весна проходит, а нардеп-взяточник еще не сидит
Заходят как-то воришка, экологический активист, посипака, народный депутат и взяточник в бар. А бармен из-за стойки: «Александр Юрченко, покиньте заведение. Мы пиво не продаем!»
Если перефразировать известный анекдот, то именно так, или примерно так могло бы звучать резюме Александра Юрченко, который волею судьбы сейчас заседает в Верховной Раде. В основном Юрченко сконцентрировался на экологической тематике, и далее поясним почему именно.
Стремительная карьера Юрченко началась в 2009 году с кражи четырех бутылок пива в одном из киевских магазинов. Об этом более подробно писал «Цензор» в сентябре 2020 года
Любитель бесплатного пива Александр Юрченко, 2009 г.
Сейчас уже никто не узнает, была ли это первая кража Юрченко, или ранее он также испытывал воровскую удачу, но несомненным остается факт: честному человеку в голову не придет воровать. Сам Юрченко факт кражи отрицал и обещал опровергнуть информацию, однако никаких доказательств так и не опубликовал.
Каждой бочке – затычка
Получив образование по специальности «Правоведение», а позже окончив факультет инженерных технологий, Юрченко работал курьером, техником, конструктором, а потом, очевидно, не добившись никаких успехов на профессиональном поприще, занялся общественной деятельностью. Он стал учредителем сразу нескольких общественных организаций экологической направленности. Юрченко, судя по всему, заметили, и он несколько раз подряд становился помощником киевских депутатов от ВО «Свобода». Быть общественным активистом в Украине – дело достаточно прибыльное. Главное – не прогадать с направленностью. Волонтеры, которые обеспечивали армию в начале российской агрессии – тоже активисты. Но Юрченко в волонтеры не подался. Он избрал куда менее опасный, но несравненно более прибыльный вид активизма – экологический.
Оседлав эту тематику Юрченко и «свободовцы» отчаянно «боролись» против застроек. Ну, как, боролись… Правильнее было бы назвать это вымогательством, ведь ни для кого не секрет, что активистов очень часто использовали для организации митингов, пикетов, а иногда и беспорядков. Как правило, дело происходило во время застроек. Алгоритм следующий: прикрываясь экологической тематикой и заботой о местном населении, активисты блокируют какой-то объект, а сами в это время ведут сепаратные переговоры с застройщиком, вымогая за свою лояльность вполне конкретные суммы. Получив на руки сумму, активисты сворачивают пикеты, а наивные местные жители остаются один на один со строительными монстрами.
Судите сами: еще в 2018 году Юрченко требовал закрыть ресторанный комплекс «Галерный», а спустя год, уже будучи нардепом, праздновал там новогодний корпоратив. То ли в ресторане стали готовить из экологически чистых продуктов, то ли «порешали»… Об это более подробно писал «Апостроф».
Сбылась мечта…активиста
В 2015 Юрченко пробует баллотироваться в Киевраду от партии «УКРОП», впрочем, безуспешно. А в 2019 году ему улыбается удача – он становится народным депутатом по мажоритарному округу №211 в Киеве. Попав в парламент, Александр Юрченко оседлал тему обращения с твердыми бытовыми отходами – он занял должность главы соответствующего подкомитета.
В стенах Верховной Рады почитатель светлого пива и экс-активист отметился на законодательном поприще. Он является автором или соавтором примерно 50 законопроектов, из которых только 4 были проголосованы. Такая неэффективность может свидетельствовать лишь о том, что в остальных, как говорится, «текст немного по-дебильному написан». Ведь за два года они так и не были проголосованы. Впрочем, Александр Юрченко, уже пребывая в статусе народного депутата стал знаменит, влипнув в коррупционный скандал. Как мы помним, летом 2020 года НАБУ начало расследовать действия организованной группировки, которая подозревается во взяточничестве и куда входил Юрченко. Помощника Юрченко Ивана Фищенко поймали на взятке – он получал первый транш из 200 000 долларов США. Эти деньги должны были пойти на подкуп нардепов – коллег Юрченко по парламентскому комитету. В НАБУ заявляли, что скорее всего Юрченко лоббировал интересы единого оператора по обращению с отходами. Это обеспечило бы ему монополию на рынке утилизации мусора.
Показательно, что во время беседы с детективом НАБУ, Иван Фищенко характеризует Александра Юрченко как человека специфического, мол, «ему просто надо, что говорить давать и конверт. И все!».
Скриншот из записи разговора помощника Юрченко с детективом НАБУ
В НАБУ собрали доказательства для вручения подозрения самому Юрченко сразу по нескольким статья Уголовного кодекса (получение взятки и предложение или дача взятки). Уже в сентябре Генпрокурор Венедиктова публично огласила подозрение Юрченко. Тогда же НАБУ опубликовало видео, на котором засветился Юрченко вместе со своим помощником Фищенко. При этом сам Юрченко требовал себе долю в размере 3% акций будущего завода по переработке мусора, который по легенде должен был быть построен. Это конечно не 4 бутылки пива «Старопрамен», но тоже кое что, согласитесь.
Юрченко арестовали, однако, как это принято в Украине, вскоре отпустили под залог в размере более 3 млн грн. Деньги нашлись буквально за пару дней. Юрченко сказал, что залог внесли «неравнодушные к экологии люди». Правда отказался назвать их фамилии. Не исключено, что это те самые псевдоактивисты, которые вымогали взятки у застройщиков и подставляли местную общественность – друзья из 2000-х. Впрочем, куда более интересная находка ожидала детективов НАБУ при обыске в доме родителей Юрченко – там был найден незарегистрированный пистолет. Сам же Юрченко после уплаты залога вышел из СИЗО и обязался носить электронный браслет, чем бравировал на своей странице в соцсети.
Надо сказать, что история со взяткой дорого обошлась Александру Юрченко. Кроме презрения у коллег по парламенту, его проступок вызвал негодование у Президента Владимира Зеленского, который четко заявил, что «Юрченко обязательно сядет в тюрьму». Юрченко в последнее время перестал появляться на экранах телевизоров и сконцентрировался на своей странице в сети Фейсбук. Судя по всему, он планирует после депутатской каденции снова заняться активизмом. Правда, помешать ему в этом может суд, если признает, что он является взяточником и коррупционером. В этом случае активиста Юрченко мы не увидим на свободе лет 5.