Тендерную мафию нельзя победить, но можно возглавить. Слышали, что у главы «Укргаздобычи» Олега Прохоренко зарплата — МИЛЛИОН грн в месяц?! Самая высокая в Украине. А все зачем? Чтобы гарвардский мальчик мог удержаться от соблазна покупать оборудование по завышенным ценам. Но каждый ворует как умеет. Прохоренко закупает услуги консультантов: дорого и много. Аудиты проводит. Оптимизирует. Знает как купить высокотехнологическое оборудование у фирмы из двух человек. В общем — типичный «реформатор» новой волны, который смело стирает грань между профаном и профессионалом.
Реформаторы по блату
Появление в крупнейших госкомпаниях всякого рода экзотических персонажей, типа рокера Войцеха Балчуна в «Укрзализныце» или консультанта по инвестициям из McKinsey Олега Прохоренко (по прозвищу в деловых и клубных кругах «Пончик») в ПАО «Укргаздобыча», должно было ознаменовать сожжение мостов с постыдным советским прошлым и переход на новый европейский уровень развития.
Но все новое, как известно, это хорошо забытое старое. Балчун, может, и не имел раньше дел со своим теперешним местом работы. А вот Олега Прохоренко рекрутировали в «Нефтегаз» еще при Юрии Бойко – в самый разгар антинародного режима.
В то время, в 2011 году, министерство энергетики и угольной промышленности зарпланировало выход “Нефтегаза Украины” на IPO. Нужен был лид-менеджер первичного публичного размещения — какая-то международная структура. В качестве консультанта выбрали фирму McKinsey&Company, где партнерствовал Прохоренко. Как консультант McKinsey&Company он не достиг успехов с IPO, но быстро перезнакомился с менеджментом «Нефтегаза». И в нужный момент они о нем вспомнили.
Чтобы завести Прохоренко на пост главы “Укргаздобычи”, его покровителям пришлось сильно попотеть. Сначала они согнали с этой должности Сергея Костюка, который был назначен всего за несколько месяцев до этого. Потом провели решение отменить публичные конкурсы при отборе кандидатов на пост глав госкомпаний в сфере ТЭК, поскольку у инвестиционного консультанта Прохоренко не было шансов пройти отбор из-за отсутствия необходимого опыта.
Не успел он обжиться в новом статусе, как разразился скандал: обиженный на своих преемников Алексей Тамразов рассекретил размер денежного содержания «Пончика» 1 миллион 3 тысячи гривен в месяц. В том числе 322 тысячи гривен — оклад, 161 тысяча — надбавка за интенсивность труда, 440 тысяч — премия за производственные результаты, 48 тысяч — доплата за допуск к государственной тайне и другие вознаграждения.
Резонанс оказался настолько мощный, что Прохоренко написал целый блог, где оправдывался и доказывал, почему его зарплата (без надбавок) в 398 тыс. грн. не является высокой. Забыл, правда, разъяснять, почему его замы не могут получать меньше 500 тыс. грн. в месяц, а секретарша – 44 тыс. грн. (с учетом всех доплат).
И каков главный аргумент? Помимо всяких бла-бла-бла про кредит, который наш герой взял для учебы в Harvard University Kennedy School of Government с 2005 по 2007 год, и теперь вся страна должна гасить его долги, он уверяет, что, благодаря своей честности и неподкупности, экономит на тендерах сотни миллионов гривен, чуть ли не миллиарды. И тем самым сполна окупает свое содержание.
Так ли это?! Ой, не так! Но для начала — небольшое отступление.
Запускайте Билягу!
Ключевым человеком в вопросе тендерных закупок НАК «Нефтегаз Украины» называют директора по закупкам Романа Билягу. В отличие от Прохоренко, он гарвардов не заканчивал, но отучившись в Винницком политехе получил бесценный практический опыт закупок и логистики в тендерном комитете ТНК и «Роснефти». Место известное. Для российских правоохранительных органов особенно. Работают исключительно кристально честные люди. И все либералы. Днюют и ночуют на Болотной площади. Откатов не берут. И слова такого не знают.
Биляга, судя по компроментирующим его статьям и выложенной в сеть переписке, является старшим опекуном «Пончика», который в силу своего гарвардского образования словосочетание «колтюбинговые установки» выговаривает со второго раза. Для координации с Билягой замом к Прохоренко назначили хлопчика из фирмы «Газтрон-Украина» – Сергея Федоренко. Исполнительный такой парнишка. Всем рассказывает, что родился в глухой полесской деревеньке, у границы с Баларусью. Когда в очередной раз придет прокуратура, сможет переползти к «бацьке», спрятаться в кустах.
Совместными усилиями они гибридизировали электронные торги Prozorro с двухэтапными торгами и аналитическим сопровождением, где в динамике и картинках показано, как закупка, которая проводилась раньше, отличается от новой, реформированной.
На самом деле за этими сложновыговариваемыми терминами и диаграммами скрывается сложная техническая работа по продвижению своих. Подчиненные Федоренко под диктовку Биляги и с благословения Прохоренко составляют спецификацию товара и выписывают требования к тендеру таким образом, чтобы его могли поставить только заранее определенные поставщики.
При этом они «кладут с прибором» на действующее законодательство и фактически ставят свыше его свои внутренние ведомственные документы, которые сами же и составляют. Причем, каждого участника тендеров заставляют подписывать Декларацию «Про прийняття умов проведення процедур закупівель», где должен подписать согласие играть по навязанным правилам Биляги с Федоренко, а не по законам Украины: «підтверджую, що ознайомлений з правилами проведення процедури закупівлі, установленими ПАТ «Укргазвидобування», а також цілком усвідомлює та погоджується, що зазначені процедури закупівлі проводяться відповідно до затвердженого ПАТ «Укргазвидобування» внутрішнього Порядку закупівель товарів, робіт та послуг».
Сам Биляга в интервью все это отрицает, как и подлинность переписки, где он обсуждает с менеджерами тендеры «Укргаздобычи». Но факты вещь упрямая.
Так, вместо то, чтобы закупить оборудование непосредственно у производителя, победителями выбрали фирмы-посредников S.C.EUROGASSYSTEMSS.R.L. (Румыния, есть информация, что она аффилирована со стуктурами беглого Онищенко), P.K.Invest S.R.O. (Чешская Республика) и ООО «Интернет-Системы» (Украина). И в последнем случае возникает вопрос: закупаются ведь не только провода, а высокотехнологическое оборудование. И до чего же довели IT-сектор, если эти компании начали закупать абсолютно не профильное для них оборудование.
С последней структурой все ясно: там соучредитель из Чернигова, земляк Олега Прохоренко, фотографируется с некой Оксаной Прохоренко и с одноклассниками по школе №1. И не важно, что в ООО «Интернет-Системы» официально работают два человека — собственник и директор, и никакие компрессорные установки с газопоршневым двигателем они не производят. Друзьям детства и землякам надо помогать.
А вот иностранные компании — это звучит гордо. Тем более, Биляга в своем интервью назвал их солидными западными конттрагентами: S.C. EURO GAS SYSTEM S.R.L (Румыния), ThyssenKruppMannex (Германия), Denimexinc USA (США), КАТТ Gmbh (Германия), China Petroleum Technology & Development Corporation Co, Фидмаш (Беларусь), Dost Petrol (Турция), ELBUD (Польша) и много других.
Но заявленных американцев мы пока не увидели. Есть такая компания «General Electric», которая не прошла квалификацию. Трудно понять, как компания номер один в мире, может не пройти квалификацию на участие в тендерах, проводимых «Укргаздобычей», а никому не известные «Интернет-Системы» – могут. Мы же не закупаем бумагу и провода, а сложное, высокотехнологическое оборудование, которое должно работать бесперебойно тридцать лет. И большие сомнения вызывают критерии, по которым подобного рода компании выбираются, а «General Electric» – нет. Это «зрада» или «перемога»?
Возьмем еще одну их «перемогу»: покупку услуг ГРП (гидроразрыв пласта) у очередных румынов. Они трубят на всех углах, что крайне дешево все провернули. Однако не ценой единой надо мерить качество. Есть еще эффективность. У кого надо покупать такую услугу? У компании, которая ее придумала, или у тех, кто готов работать дешево в ущерб качеству? Интересный момент: фирма «Шлюмберже», которая, собственно говоря, и изобрела технологию, отказалась участвовать в тендере «Укргаздобычи», поскольку считает его «репродуктивной он-лайн игрой». Так кто от этого выиграл, в конечном счете? Украина, которая как-бы «сэкономила» деньги, купив у «лоукостера» дешевую и, как правильно, низкокачественную, услугу? Или кто-то другой?
В советские времена подобные действия называли «вредительством». Нельзя в ущерб качеству приобретать высокотехнологические услуги или оборудование, поскольку через некоторое время придется компенсировать неизбежные потери. Так что это: «зрада» или «перемога»?
Поставщики из Румыния и Чехии тендеры выигрывают. Правда, оказалось, что входят они в ассоциацию малых предприятий. Давно подбираются к поставкам на АЭС. На счет румын не знаю, а вот выигравшая последний тендер чешская фирма P. K. INVEST s.r.o. — это театр одного актера. Зовут его Peter Klokner. В конце 80-х он закончил институт в Харькове. Зная русский язык, основал фирму, которая посредничала на поставках разного оборудования в страны СНГ, и с тех пор на этом живет. Ничего не производит. Сайт последний раз обновлял в 2013 году — к Петербургскому энергетическому форуму. В общим, офигенный контрагент. Моща!
Дорогие наши советники
Пока Биляга и его подручный Федоренко мутят с закупкой оборудования, лично «Пончик» опекает консалтинговые закупки. Он в этом разбирается, знает людей, компании, умеет составить фактурную аналитику или списать сотни тысяч гривен на перераспределение должностных обязанностей.
Поэтому через три месяца после его прихода в «Укргаздобычу» были объявлены сразу несколько тендеров на оказание консультационных услуг. Самый интересный – на консультации по управлению (технический аудит) в 37 млн. грн, где приз достался американской компанией PetroSkills, которую представлял, как выяснилось, российский гражданин Искандер Дияшев.
Прохоренко в своем интервью уверял,что никакого контракта подписано не было. «Я действительно встречался с PetroSkills. Мы действительно рассматривали их в качестве технического аудитора. Но никакого контракта подписано не было. Мы договорились с Deloitte и Госдепартаментом США, что они привлекут технических консультантов в рамках своего контракта. Если есть возможность выполнить эту работу за средства доноров, я, конечно же, выберу такой вариант.
Вы знаете Искандера Дияшева, который представлял эту компанию?
Я встречался с ним на энергетической конференции Adam Smith в начале марта. Он никак не влиял на принятие решений...», – заявил он.
Но аналитик компании “Ньюфолк” Геннадий Кобаль написал в своем Facebook, что договор был, и победителя определили… без проведения тендера еще летом – сразу после прихода в руководство “Укргаздобычи” Олега Прохоренко. Для этого топ-менеджеры “Укргаздобычи” заблаговременно внесли изменения в “Порядок закупок товаров, работ и услуг”.
Цитата:
«Мій попередній пост про “Укргазвидобування” і 37 млн. грн. забанили. Думаю несправедливо позбавляти людей можливості знати, що відбувається в державній компанії. Тому всьо по-новой – годі красти, астанавітєсь! Цього разу буду максимально політкоректним, думаю #олегофрендам сподобається 😉
Мова піде про закупівлю послуг з «технічного аудиту та технічної підтримки». Сьогодні виявилися нові факти і подробиці. Нещодавно «Укргазвидобування» і американська PetroSkills підписали договір з надання «технічного аудиту» на 37 млн. грн., це на 4 млн. грн. дорожче ніж планували раніше. Проведене розслідування показало, що гроші отримають все ті ж особи, з якими керівництво «Укргазвидобування» організовувало змову в серпні-вересні 2015 року.
Перша спроба провести аудит була ще в серпні 2015 року, на другому місяці роботи нового керівництва компанії під проводом Олега Прохоренка. План був простий і тупий, «Укргазвидобування» начебто замовляє послуги з «технічного аудиту», технічне завдання (кваліфікаційні вимоги) прописується таким чином, що під ці вимоги підходить лише одна компанія.
Як стало відомо пізніше, готував технічне завдання Іскандер Діяшев, давній товариш керівників з «Укргазвидобування». В серпні, пан Діяшев прилітав в Україну, мав зустріч в «Укргазвидобуванні», розтопили самовар, пили чай з блюдечок, гризли баранки, а вже наступного дня в компанії взялися за підготовку до проведення тендера на закупівлю послуг «технічного аудиту».
Формально був оголошений конкурс, очікувалося, що Goragovo Energy Engineering Corporation (американська фірма яку представляв Іскандер Діяшев) буде єдиною на тендері, тоді після двох спроб можна було провести тендер з одним учасником. Однак, несподівано на аукціон заявилася ще одна компанія ТОВ «Тріскел Енерджі Україна» і сплутала карти горе комерсантам з «Укргазвидобування». Хоча заявку «Тріскел Енерджі» відхилили як таку, що не відповідає кваліфікаційним вимогам, але торги прийшлося відмінити. Фокус з тендером з одним учасником не вдався.
Тут треба додати також декілька важливих моментів. Судячи з опублікованої переписки керівництво «Укргазвидобування» не тільки знало, що відбувається змова, а й безпосередньо брало участь в цьому. Так, радник голови правління Олександр Клімов в листі пише першому заступнику голови правління «Укргазвидобування» Олександру Романюку, що Іскандер Діяшев «зараз його (технічне завдання) допрацьовує по завданням і унікальним навичкам членів команди». Більше того, серед кандидатів пропонованих Goragovo Energy в якості учасників проекту фігурував Олександр Клімов, який тоді вже працював в «Укргазвидобування». Щодо Goragovo Energy Engineering Corporation, то це маловідома фірма з США яку в Україні представляв громадянин Росії Іскандер Діяшев.
Откаты и запасной аэродром
И таких историй в «Укргаздобыче» – огромное множество. Зачем Прохоренко с зарплатой в 1 млн грн понадобились консультанты по реформированию системы закупок, управлению эффективностью, созданию проектного офиса и так далее? Почему он всем рассказывает, что деньги на это дает Госдепартамент США, хотя на самом деле никто ничего не дает?
Все очень просто — с консультационных услуг очень удобно воровать. Консультация — это не компрессорная установка, ее не пощупаешь. Но стоит огромных денег. Часть из которых загадочно исчезает.
То, что Прохоренко не имел опыта закупок оборудования вовсе не защищает страну и налогоплательщиков от необоснованных расходов. Точные цифры, конечно, назовет следствие. Прокуратура, СБУ и т. д. Они в «Укргаздобыче» практически живут. То обыски, то проверки. Уголовных дел раньше было 11, но их число растет с каждым днем, поэтому уже может быть и больше.
«Пончик» при этом регулярно выходит к журналистам и объясняет, что все следственные действия касаются его предшественников. Кое-что изымается по делу Онищенко. Ищут следы злодейский действий Кацуб. А к нынешнему реформаторскому руководству все это отношения не имеет.
Брехня! Стандартный американский прием — держать белозубую улыбку при любых неприятностях. Неприятностей у Прохоренко уже много, но будет еще больше. А что вы хотите? Большую зарплату надо отрабатывать.
Понимая это, наш герой, как опытный финансовый консультант, наверняка строит себе за пределами страны запасной аэродром. Например, в Литве. Там у директора по правовым вопросам ПАО «Укргаздобыча» Елены Кобец есть фирма «Saulės grūdai», зарегистрированная в спальном районе Вильнюса. О ней уже писали в СМИ, а мы нашли ее в литовском деловой справочнике. Основной вид деятельности этой фирмы – обслуживание и «оптимизация» налогообложения клиентов. По профилю.
Любопытно, что Елена Кобец засветила вместе с Прохоренко в скандале с неоплаченными счетами за проживание в ведомственном пансионате “Червона Рута” в Козине. “ЕспрессоТВ” сделало репортаж о том, что обладатель самой высокой зарплаты в Украине пожмотился оплатить счет за проживание в люксе за 61 день. И вместо 133 285 грн внес лишь 2304 грн. В сюжете говорилось, что «працівники готелю кажуть, що Прохоренко проживав в номері не один, а з директором юридичного департаменту “Укргазвидобування” Оленою Кобець».
Нам, как нелюбопытным гражданам, безусловно, все равно, с кем ночут женатый глава госкомпании. Но как налогоплательщикам хотелось бы убедиться, что в уютной обстановке пансионата не решалась судьба украденных на тендерах казенных денег и пути их вывода на заграничные счета. Для этого мы на всякий случай взяли билет до Вильнюса.
Продолжение, возможно, следует.
Сергей Николаенко, “Открытая Украина”