Ситуацию в этой области анализирует военно-политический эксперт, полковник запаса Рафаэль Люкманов. Далее прямая речь автора.
Если ты хочешь получить интересную профессию и посмотреть мир – поступай в военное училище. Почему-то именно эти слова преподавателя начальной военной подготовки засели крепко в голову с далекого 1984 года. К тому времени, я уже готовился к поступлению, но об этом сильно не распространялся. Видимо, в военкоматах был определенный план по набору абитуриентов. Вот и в нашу группу пришел представитель военкомата. Произнесена вышеупомянутая фраза, и затем началась собственно агитационная часть. Действительно, в те годы и в той стране к армии относились неплохо. Было множество плюсов, и не все упиралось в материальное обеспечение (к слову, я зарабатывал побольше среднестатистического лейтенанта). Очень привлекала интересная профессия и, чего греха таить, ранний выход на пенсию. Все справедливо! Стойко переносишь тяготы и лишения – государство тебе компенсирует ранним выходом на заслуженную пенсию. Однако скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Годы потянулись своей чередой: смена гарнизонов, направления деятельности, звания и должности, постепенная потеря здоровья. Нужно сказать, что кабинетным работником я был только на крайней должности, так как она попросту была генеральская. Солдатское ремесло познал сполна, вся служба прошла в полях, полигонах, аэродромах. Военком был прав – профессия выдалась действительно интересной, да и мир посмотрел! За долгие года службы приходилось общаться преимущественно внутри воинских коллективов и нужно сказать, я никогда об этом не пожалел. Такой плотности высококомпетентных, образованных и интеллигентных людей я больше никогда не встречал.
Нужно добавить, что все мы очень любили и гордились своей профессией. Всегда можно было многому научиться друг у друга, и ты точно знал, что не останешься один, если, не дай Бог, случится беда. Как в песне поется: “И вот настал миг прощанья”! Годы пролетели, рапорт на увольнение, здоровье подгуляло, но сердце бьется по-прежнему и энергии через край. Закончен прощальный банкет, сказаны теплые слова твоих сослуживцев и товарищей, и ты немного пьяный и счастливый едешь домой. Утром тебе уже не нужно прыгать в служебный автомобиль, чуть свет заходить в свой рабочий кабинет, принимать доклады и докладывать самому о состоянии дел, не нужно планировать боевую подготовку своих подразделений. Не нужно выезжать с ними на полигоны для того, чтобы как заботливая мамочка лично выпестовать каждого и быть уверенным, что в боевой обстановке он высокопрофессионально, как и подобает моему подчиненному, выполнит задачу. Не нужно планировать и проводить мероприятия, как в масштабах страны, так и международные, когда ответственность давит на плечи многотонным грузом. Теперь тебе легко. Легко и неожиданно пусто. Из категории руководителя ты перешел в категорию зрителя. Волнуешься за своих подопечных лишь по привычке и погрязаешь в бюрократические процедуры оформления нового статуса.
Спасибо, что живой и что не инвалид. А ведь так везет далеко не всем. Встречаешь в госпитале ветеранов и понимаешь, что тебе действительно повезло. Многие из тех, кто моложе меня и намного меньше прослужили, отделались не таким легким испугом… И это только по здоровью. Социальная адаптация предмет особого внимания. Нелегко, а это очень мягко сказано, выходить из своего привычного круга общения, и переносится в иной, абсолютно другой круг, вернее среду, потому, что сплоченности, чувства ответственности, взаимовыручки и безусловного выполнения задания там уже не увидишь. На гражданке, проводя мероприятие в привычном темпе и на привычном уровне компетентности, никого не подставляя за упущения, а твердо ведя линию на положительный результат, причем условия были действительно сложные, я услышал от личной помощницы руководителя: “Я впервые увидела, как должна работать команда!”.
– Только так и должна, одно дело делаем!
Много воды утекло с тех пор, на многое открылись глаза. Просмотр мира продолжился и вот довелось познакомиться с системой работы Департамента ветеранов Соединенных штатов Америки (Department of Veterans Affairs). Должен признаться, что они очень критично относятся к результатам своей работы, но работа есть и результаты, соответственно тоже!
Да, не все так гладко по их мнению, но они видят свои ошибки, анализируют их и продолжают уверенно идти вперед! Этот департамент, в нашем понимании скорее министерство, один из самых крупных в стране и, пожалуй, самый влиятельный. Здание с девизом: “Ухаживать за тем, кто должен был сразиться и за свою вдову и его сироту” (Авраам Линкольн) находится в непосредственной близости от Белого дома. Свыше 60% штата – ветераны службы. Все это сложилось не вдруг. Постепенно, кирпичик за кирпичиком, возводилось крепкое строение, которое заботится о своих ветеранах по различным направлениям. Эти направления можно разделить на три основные категории:
– бюрократические;
– медицинские;
– отдание последнего долга.
Бюрократические. С момента увольнения в запас дела всех ветеранов из своих ведомств передаются в этот Департамент. Именно сотрудники департамента с этого момента помогают ветерану пройти все бюрократические процедуры, связанные с изменением статуса. Оформление пенсии, получение всех социальных выплат. Оформление выплат и пенсий вдовам погибших. Социальная адаптация и получение гражданской профессии. В этом направлении проводится гигантский объем работы. Как адаптировать командира танковой роты в новые условия, какие его навыки наиболее соответствуют мирным профессиям, как сделать этот процесс наименее болезненным. О важности этого направления может говорить тот факт, что именно его курируют Первые леди страны. Существует множество программ обучения ветеранов, причем он может свое право на бесплатное обучение делегировать члену семьи.
Медицинские. Начну с того, что сейчас все истории болезни военнослужащих и Департамента ветеранов ведет один провайдер, поэтому отсутствуют какие-либо проволочки в передаче их из одного ведомства в другое. Кроме того, 70% медицинских работников страны проходят обучение в лечебных учреждениях Департамента. Ветеран посвятил свою жизнь служению стране – страна берет на себя заботы о его здоровье. Лечение заболеваний, полученные во время службы, имеет бессрочное действие. Создано “единое окно” с возможностью доступа из любого уголка огромной страны для медицинской консультации и помощи. Ветеран имеет право на медицинское обслуживание в огромной сети лечебных учреждений Департамента, раскиданной по всей стране. Если такового не окажется поблизости, то через единого провайдера, он ставится на медобслуживание в удобном для него месте. Огромное внимание уделяется исследовательской деятельности. Это разработка новых видов протезов, технологий лечения, создание новых медикаментов. Достаточно сказать, что известный многим никотиновый пластырь, помогающий отказаться от курения, это одна из разработок Департамента. Большое значение приобрела работа с психологом. Ветераны имеют возможность, в том числе и дистанционного общения со специалистом. Проблемы, связанные с расстройством психики, на ранних стадиях помогают выявлять через социальные сети, есть также возможность друзьям и близким ветеранов профилактировать возможные осложнения при помощи открытого доступа на специальных страничках Департамента. Мне довелось побывать в госпитале для ветеранов в Вашингтоне. Можно рассказывать многое, поэтому просто ограничусь одним словом – Космос.
Последний долг. Как говорил в свое время А.И. Куприн: “Смерть – это маленькое неудобство нашей профессии”. Департамент ветеранов имеет свои кладбища по всей стране. Они содержатся в образцовом порядке и показывают всем, что страна не бросила тех, кто ее защищал с оружием в руках. Все процедуры, связанные с церемонией погребения, это компетенция Департамента. Каждый ветеран ложится в свою вечную квартиру, провожаемый почетным караулом, который салютует солдату страны. Ритуал погребения имеет не киношную помпезность – это благодарная страна провожает в последний путь своего ветерана. Наличие и возможности родственников уже не имеют значения, Департамент навсегда берет на себя заботы о содержании могил погребенных.
Мне повезло, мне всегда везет на встречи с хорошими людьми. Вот и на сей раз я оказался у истоков благородного дела, цель которого – создать подобную систему в нашей Украине. Молодой человек, решивший посвятить себя высокой профессии – Родину защищать, должен знать, что благодарная Родина не бросит ни его, ни его близких.