Украина может получить второй Чернобыль из-за американских топливных игр
«Зелёные» темы — это модно в политике. Общество обычно лучше откликается на призывы помогать животным и спасать деревья, чем на просьбы о помощи людям, так что стремлением защитить всё живое на нашей планете можно прикрыть любые махинации и манипуляции — причём под бурные овации народа. Примерно так получается с украинским отказом от угля.
А США НИЧЕГО НЕ ПОДПИСЫВАЛИ
Наш президент поехал в Глазго на конференцию ООН по изменению климата, где подписал документ, в соответствии с которым Украина постепенно откажется от угля. Тут хочется вставить пару острот по поводу того, что угля и так не хватает, больше половины энергоблоков ТЭС не функционируют из-за недостатка топлива.
Россия — враг, больше уголь мы у неё не покупаем. Донбасс — неподконтрольная территория. А холдинг Рината Ахметова тоже решил переходить на рельсы возобновляемой энергетики и постепенно выходить из угольных активов, так что к 2020 году стал добывать в два раза меньше угля, чем 8 лет назад.
И в этой нелёгкой обстановке Зеленский подписывает «зелёное» соглашение об отказе от угля. Красивый, конечно, шаг, мы прямо слышим аплодисменты западных коллег, которые хлопают президента по плечу и говорят, что украинцы — молодцы, что прекращают использовать «грязное» топливо.
Наверняка похвалили Зеленского и американские коллеги. США, кстати, не стали ничего подписывать, равно как и Австралия, Индия и Китай.
ПОЛЕ ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТОВ
Энергетика нужна, ведь потребление-то растёт: у нас с вами всё больше гаджетов, а ещё через десяток-другой лет пересядем на электромобили (тоже, кстати, активно лоббируемая «зелёная» тема).
Что делать будем? Не хочется на пару веков назад шагать и отказываться от электричества. Значит, остаются АЭС, которых на Украине, спасибо столь порицаемому ныне советскому прошлому, осталось аж четыре (всего 15 атомных блоков). И наших «зелёных» западных коллег такое их количество не волнует даже с учётом чернобыльского опыта. Почему? Вероятно, потому, что США хотят поэкспериментировать на украинских мощностях.
А Украина-то и рада: выбора ведь у нас не осталось. Хорошо и удобно то, что атомная энергетика — сфера монопольная, и собственник — государство. А значит, достаточно заручиться поддержкой в одном кабинете — и всё, можно делать, что угодно.
Итак, все 4 украинские АЭС строились в СССР и, соответственно, рассчитаны под определённый вид ядерного топлива – ТВЭЛ, который мы после распада Советского Союза закупали у России (Росатом). Но в последние годы мы пытаемся стать независимыми от недружественного соседа и постепенно переводим свои АЭС на топливные элементы американской компании Westinghouse.
Шесть энергоблоков из 15 на Украине уже работают на топливе от Westinghouse: два энергоблока Южно-Украинской АЭС и четыре энергоблока Запорожской АЭС. Летом американская компания поставила первую партию своего ядерного топлива на Ровенскую атомную электростанцию. Загружать кассеты в энергоблок №3 РАЭС начнут в 2022 году, а к 2025 планируют полностью перевести на топливо от Westinghouse. Кроме того, в 2024 году кассеты американского производителя для опытной эксплуатации загрузят в ещё один энергоблок РАЭС – №2.
ПРОШЛОЕ НАС НЕ УЧИТ
Главные параметры надёжности тепловыделяющих сборок — коррозионная стойкость металла и деформация кассет в следствии их работы в активной зоне реактора. Когда топливо Westinghouse загрузили в реактор Южно-Украинской АЭС в 2012 году, то корпус американской тепловыделяющей сборки ТВС-W настолько сильно деформировался, что ТВС еле достали из активной зоны реактора.
Ладно, допустим, это была наша народная украинская безалаберность. Но давайте посмотрим европейские примеры. Финны забраковали топливо Westinghouse ещё в 1998 году из-за повышенной коррозии материалов, которая приводила к утечкам радиоактивных элементов.
Чехи тоже попробовали использовать американские ТВС-W на АЭС «Темелин». В итоге — угроза выброса радиоактивных элементов в атмосферу из-за разгерметизации кассет. Чтобы менять испорченные кассеты, приходилось регулярно останавливать реакторы. Поэтому чехи досрочно разорвали контракт и выгрузили не до конца отработанное топливо из активной зоны реактора.
ЧАЭС – МОЖЕМ ПОВТОРИТЬ?
Интересно, что если у России мы покупаем только ядерное топливо, то у американцев ещё и инженерные услуги, расчетные коды, дополнительное оборудование. Всё это в качестве благого дела по модернизации нашей атомной энергетики. Дело в том, что в Westinghouse уверены: мощность украинских АЭС можно увеличить на 5-10%, а то и больше благодаря некоторым модификациям контрольных систем реактора.
Вот только американцы не знают, с кем связались… у нас ведь «тыринг» – это национальное достояние. Например, в 2018 году СБУ предотвратила техногенную катастрофу на Южно-Украинской АЭС (да, той самой, где два энергоблока уже работают на кассетах от Westinghouse). Повтор Чернобыля не случился, но мог бы, ведь руководство АЭС закупило контрафактное электрооборудование для систем, важных для безопасности функционирования АЭС. А если добавить к такой безалаберности эксперименты — да ещё и на изношенном оборудовании?!
В 2015 году на Южно-Украинской АЭС загорелся трансформатор, площадь пожара составила более 100 квадратных метров.
В 2018 году на Запорожской АЭС отключился турбопитательный насос.
В 2019 году город Вараш остался без света из-за замыкания на третьем энергоблоке Ровенской АЭС (как мы писали выше, её готовят к работе с американским топливом), был даже небольшой пожар, но его довольно быстро локализовали и потушили.
Словом, сбои происходят постоянно. Американские топливные элементы и советские реакторы плохо совместимы. Тем не менее, попытки скрестить козла с ослом с риском для жизни продолжаются. Все неприятности можно списать на износ оборудования, происки Росатома или Божью Волю. А голоса ликвидаторов аварии на ЧАЭС никто не услышит: невыгодно.
Согласно прогнозу Energy Research & Social Science вероятность новой ядерной аварии в Украине в ближайшие пять лет — 80%.
P.S.
И последнее. Зачем это всё американцам-то? А чтобы получить контроль над украинской энергетикой и на этом зарабатывать. Кабмин уже заявил о планах в ближайшие годы перейти на стандарты европейской энергосистемы и полностью оторваться от России и других стран СНГ. А помогать Украине в этом будет именно Westinghouse. Электроэнергию, вырабатываемую на Украине, будут продавать за рубеж. А вот что с этого будем иметь мы, кроме ядерной угрозы под боком, – непонятно.