Как пишет издание «EuroReporter», кейс «Укринбанка», который был признан неплатежеспособным в 2015 году, является уникальным и прецедентным случаем в банковской сфере Украины. Потому что путем нехитрых юридических манипуляций, которые позволили обратиться в суды, владелец банка Владимир Клименко смог отменить решение НБУ о признании банка неплатежеспособным, выведя таким образом финансовое учреждение из-под контроля Фонда гарантирования вкладов.
Последнее судебное решение по делу «Укринбанка», которое тянется с 2016 года, было принято в ноябре 2024 года. Тогда палата по рассмотрению дел о банкротстве Конституционного хозяйственного суда в составе Верховного суда Украины приняла решение, подтверждающее законность возбуждения производства в деле о банкротстве по общей процедуре в отношении ПАТ «Укринком», которое является правопреемником «Укринбанка».
Собственно, судебные дела по поводу признания «Укринбанка» неплатежеспособным тянутся с момента принятия этого решения Нацбанком. Судебная история чрезвычайно запутана, прошло огромное количество судебных заседаний, в которых даже подготовленному человеку разобраться очень сложно. Упомянутое выше решение – последнее и, похоже, владелец «Укринбанка» Владимир Клименко таки обыграл Нацбанк и государство Украина.
Если отбросить юридические сложности, то суть сводится к следующему. В 2015 году НБУ признает «Укринбанк» неплатежеспособным и отзывает его лицензию. Фонд гарантирования вкладов выплачивает вкладчикам 1,8 миллиарда гривен, поскольку банк находится в стадии ликвидации и, естественно, денег на выплату у него нет.
Но после того, как долги вкладчикам были выплачены, внезапно оказывается, что акционеры банка с решением НБУ не согласны и начали процедуру его обжалования. Параллельно с этим юридическое лицо Частное акционерное общество «Украинский инновационный банк», находящееся в стадии ликвидации, меняет свое название на «Укринком» и вид деятельности – «другие виды денежного посредничества». Этот вид деятельности не требует банковской лицензии, которую у «Укринбанка» отобрали.
После изменений в регистрационных данных уже новое юрлицо, «Укринком», заявило, что является правопреемником ликвидированного «Укринбанка» и начало оспаривать решение Нацбанка о признании его неплатежеспособным. Такое, на первый взгляд, абсурдное поведение владельцев банка было вполне логичным: после того, как ФГВУ выплатил основные долги, новое юрлицо вернуло себе контроль над активами банка, которые должны были быть проданы Фондом гарантирования вкладов в счет погашения выплаченных 1,8 миллиарда гривен. «Укринком» заблокировал Фонду гарантирования вкладов доступ к ресурсам «Укринбанка», заявив, что теперь он, как правопреемник, распоряжается всем имуществом.
Конечно, были суды, которые длились очень долго, причем чаша весов склонялась то в одну, то в другую сторону. Но пока эти суды шли, ФГВУ не мог распоряжаться имуществом банка, а «Укринком» начал процедуру контролированного банкротства. И вот тут и кроется вся суть: если банкротом признается банк, то в силу вступает процедура ликвидации, при которой существуют так называемые очереди погашения обязательств. Они строго регламентированы и, что очень важно для вкладчиков, – их право на получение своих денег является одним из приоритетных. И контролирует эту процедуру ФГВУ и Нацбанк. Для этого, в частности, реализовывается имущество ликвидированного банка и взыскиваются все долги с его контрагентов.
В случае же с «Укринкомом», в который превратили «Укринбанк», процедура банкротства происходит по общим правилам. Что и подтвердил своим решением суд в ноябре этого года. И именно этого и добивался владелец «Укринкома» Владимир Клименко: теперь выплата задолженности не регламентируется никоим образом, и все активы «Укринбанка», которые еще остались после того, как ФГВУ был отстранен от контроля над ними, будут распределены в ручном режиме. Для этого кредитор просто обращается в суд, который выносит решение в каждом конкретном случае, и оно направляется на исполнение. Процедура это простая и быстрая, особенно, если должник (в нашем случае «Укринбанк») не возражает. А когда надо – он как раз не возражает. Таким образом получилось, что от активов «Укринбанка» уже почти ничего не осталось. Правопреемник «Укринбанка», ПАО «Укринком», находится в убытках.
Хотя формально активы ПАО «Укринком» превышают его обязательства и составляют, согласно его отчетности, 2 226 015 000 гривен, что должно покрыть долги в 2 175 162 000 гривен, эти цифры вряд ли соответствуют действительности. Потому что аудита никто не проводил, а это подсчеты самого ПАО «Укринком». Но даже если им поверить, то остается еще 1,8 миллиарда гривен, выплаченных Фондом гарантирования вкладов за свой счет, и еще три миллиарда гривен задолженности, которые остались непогашенными.
Такова суть всего, что произошло вокруг «Укринбанка». Его владелец, которым является Владимир Александрович Клименко, воспользовался тем правовым хаосом, который творится в судебной системе Украины, и добился того, что ФГВУ отстранили от управления активами «Укринбанка». Хотя этот фокус и обошелся государству в почти пять миллиардов гривен, с формальной точки зрения к господину Клименко не придерешься.
Справедливости ради стоит признать, что на каком-то этапе правоохранительная система Украины попыталась привлечь его к уголовной ответственности. В 2017 году Генеральная прокуратура Украины возбудила уголовное дело №12016100000000789 по ч. 4 ст. 358, ч.2 ст. 364, ч. 3 ст. 365-2, ч. 2 ст. 367, ч. 4 ст. 190, ст. 14 ч. 5 ст. 191 Уголовного кодекса Украины — злоупотребление служебным положением, подделка документов, мошенничество и присвоение имущества в особо крупных размерах, состоящее из множества эпизодов. Но в основном их суть сводится к тому, что из банка выводились теми или иными способами деньги.
А теперь сравните это извлечение из решения суда о вменяемом Клименко деянии с официальной биографией Владимира Клименко. Любопытно, правда?
Однако, как и следовало ожидать, уголовное дело застряло в недрах судебной системы – последнее заседание по нему прошло еще в 2021 году, причем в известном на весь мир своими «справедливыми» решения Печерском суде столицы. Это было абсолютно «проходное» заседание по поводу ареста имущества банка, причем прокурор просит у суда отозвать свое же прошение, что суд и делает. Но после него заседаний не было, что говорит о том, что дело явно зашло в тупик и развалилось. Так что результат немножечко предсказуем.
Тем временем, используя уже упомянутое решение суда, в котором за «Укринкомом» признали право на общую процедуру банкротства, Владимир Клименко перешел в наступление – он начал угрожать изданиям, которые публикуют материалы, повествующие о его роли в банкротстве «Укринбанка». Формально, конечно, он прав – уголовное дело по факту мошенничества и вывода средств из «Укринбанка» развалилось, приговора нет и не предвидится, а высшая судебная инстанция подтвердила право «Укринкома» распоряжаться имуществом «Укринбанка».
То, что государство Украина и его граждане в результате пострадали на пять миллиардов гривен, – факт. Но факт этот официально в вину господину Клименко не поставлен. И можно почти со стопроцентной вероятностью утверждать, что и не будет поставлен. Тем более, что официально в «Укринкоме» заявляют, что «со всеми долгами рассчитаются». Вот только вопрос – как? Но эту тему господин Клименко обходит деликатным молчанием.
«Open UA»